|
Ольга Шишанова В Национальном музее РК открылась выставка “Жемчужины Туркестана”, приуроченная к двум знаменательным датам - 20-летнему юбилею Астаны и 40-летнему юбилею основания государственного историко-культурного музея-заповедника “Азрет Султан”
Взяв за основу проект “Сакральная география Казахстана”, историко-культурный музей-заповедник “Азрет Султан” организовал проведение передвижных выставок в столице и в Таразе, которые состоят из трех разделов. Первый из них посвящен историческим городам Туркестанского оазиса. Как отметили организаторы, сегодня истина в том, что все великие цивилизации на всех континентах рождались в бассейнах крупных рек, которые образовывали так называемые оазисы с благоприятными условиями для жизнедеятельности человечества. Одним из таких центров, способствовавших возникновению цивилизации скотоводческой и земледельческой культур, как раз являлся бассейн двух знаменитых крупных рек Центральной Азии - Амударьи и Сырдарьи. Известная в истории под названиями Силис, Канг, Яксарт, Сейхун, великая река Сырдарья была местом зарождения практически в одно время в эпоху древнего мира и Средневековья таких оседло-городских земледельческо-скотоводческих культур, как Каунчинская, Отырар-Каратауская и Жетыасаркая. Многочисленность городов и поселений послужила также причиной того, что средневековые авторы в своих различных письменных произведениях называли этот регион “страной городов”. О кучной концентрации городов Туркестанского оазиса, расположенного на среднем течении реки Сырдарьи, говорит и тот факт, что в народе шутили: “Кот, вышедший погулять из Саурана, доходит до Сайрама, не слезая с дуала (стены)”.
Так что среди историко-географических регионов, которые сыграли очень важную, особенную роль в формировании и развитии Казахского ханства как государства в эпоху Средневековья, называют и Туркестан, расположенный в среднем течении реки Сырдарьи и очень часто встречающийся в письменных источниках ХІІІ-ХVІ вв. Туркестан - это древняя духовная и культурная столица тюркского мира. Чтобы рассказать об этом, в упомянутом разделе выставки экспонируют керамические изделия - кувшины, столовую и кухонную посуду, нумизматический материал, найденные при археологических исследованиях античных и средневековых городов Шаугар-Шойтобе, Каратобе-Сауран, Ясы-Туркестан, ханской ставки на Ески Туркестане. Второй раздел посвящен Ходже Ахмеду Ясави и его наследию, названному современниками “Султан святых (Духовный учитель)”. В их понимании Туркестан - золотая колыбель и святыня, которому преклоняются все тюркские народы. И не случайно, наверное, здесь встретились люди, которые первыми открыли двери ислама для Средней Азии, - Ыскак бап и Абдужалил баб. Обо всем этом пишет Маулана Сафи ад-дин Орын Койлак в своей рукописи “Насаб-нама”. Кроме этого произведения есть еще множество трудов, которые восхваляют Туркестан. В этом разделе выставки также выставлено бесценное наследие Ходжи Ахмеда Ясави: “Диуани хикмет”, “Рисолла дќр адаби тарикат”, “Бустан ул-михиббин”, летопись “Насабнама”. А еще макет жемчужины архитектурного достижения Южного Казахстана - мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, его оригинальные кирпичи, висячие светильники, напоминающие голову дракона, макеты Тайказана, лаухи (навершие знамени), копии деревянных дверей с вырезанными в них узорами. Третий раздел выставки посвящен историческим личностям, которые похоронены в Туркестане. Поскольку Туркестан с ХVІ века, то есть со времени правления Есим-хана, становится столицей Казахского ханства, в нем правили многие ханы. Это Жангир, Тауке, Болат, Абилмамбет, Абылай. Потому-то с этого времени Туркестан превратился еще и в национальный пантеон, где захоронено большинство казахских ханов.
Вот что рассказала на вернисаже вице-министр культуры и спорта РК Актоты Раимкулова: “Туркестан является культурно-духовным центром всего тюркского мира. И в этом смысле возрождение региона как отдельной территориальной единицы - мудрое решение президента. Ведь благодаря этому теперь будет дан мощный импульс интенсивному развитию региона. Туркестан всегда имел и имеет сакральное, историко-политическое значение для казахстанского народа. А также бесценные реликтовые памятники, которые являются носителем сакрального этнического кода казахской культуры”. По мнению заслуженного деятеля РК Копена Амирбека, “у казахов есть традиция раздачи отреза ткани - жыртыс, когда через кусок материала люди делятся своей радостью, а также желают долгих лет жизни. Точно так же в подлинных раритетных вещах есть своя энергия. Люди идут в музей, несмотря на то, что все предметы можно увидеть и на мониторе домашнего компьютера. Такова роль музеев. Потомки казахов гордятся предками. Это, бесспорно, заслуживает уважения”. “Туркестан всегда был духовной столицей казахов, центром притяжения центральноазиатских паломников. Новообразованная Туркестанская область является центром притяжения и для всего Казахстана. Главные цели проведения музеем-заповедником выставки в Астане - показать историческую, духовно-культурную роль Туркестана в истории страны, пропаганда исторических реликвий, расширение культурных связей между регионами, укрепление сотрудничества между музеями”, - подчеркнул директор государственного историко-культурного музея-заповедника “Азрет Султан” в Туркестане Нурболат Ахметжанов. Добавим, что прикоснуться к древней истории Туркестанского оазиса можно будет до 1 октября.
Астана |