|
Ольга Шишанова В Национальном музее РК, в рамках празднования 20-летия Астаны, по заказу Минкультуры и спорта РК проходит редчайшая международная выставка “Художники XIX и XX вв. из частных коллекции США”
Мы уже писали о том, что благодаря усилиям организаторов - главного культурного ведомства республики и КазНИИ культуры МКС РК, астанчане и гости города могут посетить эту редкую по красоте, утонченности и содержательности экспозицию - вернисаж известных русских живописцев, сыгравших огромную роль в истории искусства XIX-ХХ веков. Всех желающих прикоснуться к прекрасному ждет встреча с полотнами таких художников с мировыми именами, как Фальк, Григорьев, Гончарова, Анисфельд, Саврасов, Трубецкой, Коровин, Репин и Маковский. Причем с теми их работами, которые либо сто лет назад покинули пределы России, либо их написали мэтры уже в эмиграции. Потому-то эту коллекцию организовали таким образом, чтобы зритель не только получил возможность насладиться привезенными шедеврами, но и смог осознать глубину и трагизм исторических перипетий первой половины ХХ века. Что, например, косвенно и завуалированно выразилось в картинах Бориса Григорьева, представленных в залах музея. Это, во-первых, “Женщина в красном”, которую не случайно выбрали камертоном рекламных плакатов выставки. Тем более что у художника, который бежал от режима большевиков в годы революции, практически другого цвета на полотнах в то время и не увидишь. Ну а его символика - алого, полыхающего - давно известна хотя бы тем, что отражает неоднозначные события 1917-1921 годов, случившиеся в России. Кстати, на родине, где Григорьев был известен как портретист и виртуозный рисовальщик, он работал чуть более десяти лет, до 1919 года.
Великолепный ряд других картин художника из коллекции Беккермана в США насчитывает более двух десятков работ, которые создал художник в следующие, самые продуктивные годы его жизни. Не случайно тот 20-летний период, начавшийся с написанного в Германии полотна “Человек с быком”, русская диаспора восприняла едва ли не в качестве философского трактата, вскрывающего причины катастрофических перемен в судьбах России. Любопытно, что за этими картинами, как рассказали “НП” его потомки, коллекционер в свое время охотился с особой страстью. И сегодня они составляют особую гордость коллекции Беккермана. Две картины - “На ферме” и “В саду” - приехали из далекой Америки, чтобы казахстанские зрители смогли оценить космизм и цветовую гамму пейзажей, которые рождались под кистью Бориса Григорьева. Имя которого, к слову, предали забвению в советской России так же, как и его картины. Такая же судьба, только с большим оттенком горечи, была и у его коллеги по творчеству, у одного из ярчайших представителей русской живописи рубежа XIX-XX вв. Константина Коровина. Который прожил жизнь, полную драматических событий, а последние 16 лет и вовсе провел в вынужденной эмиграции во Франции, где так и не нашел себе достойного места и применения своего художественного таланта. Это сегодня его называют одним из самых выдающихся русских импрессионистов, а сто лет назад на родине, в России, его талант оказался никому не нужен. Его картины называли буйными и незрелыми, а широкие мазки - дерзкими и грубыми. Имя художника-эмигранта забыли, хотя знаменитый певец Федор Шаляпин неустанно называл Коровина “Паганини в живописи”. Поэтому лишь благодаря тому, что его работы сохранились в запасниках крупных музеев, точнее, их даже спрятали “от греха подальше”, благодаря тому, что многие его произведения ушли за рубеж, осели в частных коллекциях, сегодня можно говорить о бесподобном даре мастера, который по достоинству оценили только после его смерти. Любопытно высказывание художника о собственном таланте: “Передача радости и есть суть картины, куски моего холста, моего я... У меня нет направления и нет моды - нет ни импрессионизма, ни кубизма, никакого “изма”. Это я, это мое пение за жизнь, за радость - это язычество. Оттого-то я люблю искусство, дружбу, солнце, реку, цветы, смех, траву, природу, дорогу, цвет, краску, форму”. Причем мало кто знает, что на склоне лет этот выдающийся человек не только писал картины, в которых выражал свою тоску по родине, но даже начал заниматься, как он утверждал, “писательством”. Константин Коровин сочинял очерки и рассказы, которые сегодняшние критики литературы оценивают достаточно высоко, но которые сам мэтр называл “маленькими странностями”. Несколько его художественных произведений, подкрепленных вот такими литературными опусами, выставлены и в Национальном музее в рамках привезенной выставки. Это “Муромский уезд”, “Париж ночью” и “Виши в ночи”, “Натюрморт с красными розами”. Описать их эмоциональную выразительность простыми словами невозможно, исходящую от них энергетику передать парой фраз нереально. На такие картины нужно просто смотреть. И еще наслаждаться. Потому что, по словам генерального директора КазНИИ МКС РК Андрея Хазбулатова, “это великолепная, уникальная выставка, где за каждой работой стоит своя история”.
Астана |