|
Ольга Шишанова В Национальном музее РК вчера открылась выставка авторских керамических изделий и подлинных графических работ великого мастера XX века Пабло Пикассо. Своим мнением о вернисаже с корреспондентом “НП” в эксклюзивном интервью поделилась кандидат искусствоведения Мадина Султанова
- Мадина, как искусствовед вы курируете эту выставку. Что в ней такого особенного? - Когда организационный комитет обратился ко мне с таким предложением, я сочла это большой честью и невероятной удачей в своей работе. Заниматься экспозицией такого масштаба, да еще столь известной личности, чьи работы впервые прибудут в Казахстан, - это дорогого стоит. Ведь никогда ничего подобного в художественной жизни не только Астаны, но и республики еще не было. - А где, по вашему мнению, публика наиболее восприимчива к таким работам - в Астане или все же в Алматы? - Астана все больше становится культурным центром, который расширяет свои возможности с каждым годом. И делается это не без помощи Минкультуры и КазНИИ МКС РК. Именно сотрудники этого учреждения, в частности генеральный директор Андрей Хазбулатов, благодаря своему опыту и знаниям привлекают в столицу самые яркие художественные вернисажи, получившие мировое признание. Доказательством служат вернисажи из Третьяковской галереи и произведения русской живописи XIX-XX веков из частных собраний США, французских символистов и редчайших работ Пабло Пикассо. Ну а публика... На настоящую красоту она везде реагирует одинаково. Потому что истинными художественными работами нельзя не восхищаться. Хотя, пожалуй, жителей южного мегаполиса можно назвать в этом отношении слегка избалованными, с другой стороны - красоты много никогда не бывает. И потому вернисаж авторской графики и керамики Пикассо - это очередная бусина, нанизанная на подарочное ожерелье для Астаны.
- А чем же блеснет художественная жизнь в Алматы на День города в сентябре? - Алматы сегодня во многом обновляется. В сентябре всех ждет новый Арбат-фест плюс целая серия выставок - от контемпорари-арт до реалистической живописи. Мы ожидаем много спортивных мероприятий, переплетенных с культурными. Например, на днях прошел удивительный спортивный марафон, который сопровождался на протяжении всей трассы выступлениями алматинских музыкальных групп, исполнявших живую музыку в совершенно разных жанрах, поддерживая боевой настрой бегунов-участников. Поэтому я считаю, что невозможно сегодня, на современном уровне восприятия, разделять спорт и культуру. По-моему, это один бриллиант, который имеет множество граней-сторон. И еще чисто алматинская фишка художественной жизни города, набирающая обороты, - это лекции по истории искусства и культуры, которые все чаще звучат с самых разных площадок. Например, в молодежном лофт-центре, который возник на территории бывшего трамвайного депо. Конечно, трамваи исконно ассоциировались с южной столицей, и в какой-то степени жаль, что все так случилось. Но “пилюлю” хотя бы подсластили тем, что отдали пространство молодым и креативным. - Вернемся к творчеству Пикассо. Почему на фоне не менее громких имен выбрали именно его произведения? - Я полагаю, что это счастливая случайность. Тем более что любые позиционирования работ Пабло Пикассо очень редки и очень престижны для любого художественного или творческого заведения. В первую очередь, своей величиной, потому что это мэтр, который изменил мир искусства, а не просто всколыхнул или внес в него какие-то коррективы. Перевернул, поставил все с ног на голову, если хотите. Можно даже с уверенностью сказать, что если бы не его смелость, многое из того, что мы сегодня считаем для себя привычным и понятным, просто бы не существовало. А еще он один из тех крайне немногих, кто сумел совместить гений, призвание и успешность. Потому что расхожее мнение о том, что настоящий художник должен быть бедным, больным и умереть в одиночестве среди своих картин, он разрушил на корню. Полностью сломал стереотип, что художник должен принести себя в жертву, сделать неизбежный выбор между свободным искусством, выбором своего пути, свободным экспериментом и социальным статусом, общественным положением и возможным семейным счастьем. Но Пикассо удалось найти, обнаружить, определить для себя тот самый путь по лезвию бритвы, можно даже так сказать, делая ссылку на произведение Ивана Ефремова, сумев доказать, что, напротив, настоящий художник может и должен найти “путь посередине”. Пусть даже далось ему это все не так просто, как может показаться на первый взгляд, но все же Пикассо прожил жизнь длинную, яркую, полную женщин, влюбленных в него, страстей и эмоций, которые подпитывали его как художника. - Звучит весьма похоже на высказывание О’Генри в его новелле “Один час полной жизни”... - Так оно у него практически и было. То есть тот, кто не знал бедности, любви и войны, тот не жил полной жизнью. Вот как раз-таки Пикассо исходя из этой короткой формулы прожил будто не одну, а даже несколько жизней, что уместились в его жизненном отрезке. И доказал, что истинный художник - это труженик, который не может и не должен прозябать, хоть и пожертвовал некоторыми вещами, о которых я уже говорила. Например, тихим семейным счастьем, которое с его темпераментом все равно вряд ли стало бы возможным. Он не просто слыл дамским угодником. Его окружали женщины яркие, умные, они становились музами, подталкивая его талант создавать все новые произведения, вдохновляя на очередные творческие поиски и художественные эксперименты. - А почему керамика? Блажь маэстро? - Керамика - это самое первое ремесло, которое стало доступно человечеству на заре цивилизации. Достаточно вспомнить любую древнюю мифологию, где Бог-Творец - тот же гончар. Не случайно Пикассо не пользовался гончарным кругом, ему нравилось и хотелось создавать, творить руками, уподобляя себя высшему Творцу. И пришел он к этому виду искусства осознанно, а не для того, чтобы позаниматься им на досуге...
Астана |