|
Ольга Шишанова На ее картинах расцветают деревья и порхают бабочки, а женщины носят огромные цветочные шляпы. Одно время она полностью посвящала себя иллюстрациям книг и созданию мультфильмов, а сейчас живет в окружении огромного сада и пишет работы для души. Это алматинская художница Елена Бейсембинова, экспозицию произведений которой сегодня демонстрируют в стенах Национального музея РК в столице
Елена Бейсембинова - одна из самых интересных современных художниц нашего времени в казахстанской живописи. И с удивлением обнаруживаешь, что она не имеет наград, званий, но, может быть, это потому, что она человек, полностью сосредоточенный на своей профессии. Причем живет она в своем уютном мирке, ведет чуть ли не аскетический образ жизни - вдали от огромного мегаполиса, вдали от большинства людей, населяющих город Алматы, полностью погрузившись в свой мир искусства и природы. И то, как она умеет разглядеть эту природу, как умеет ее почувствовать - очарование каждого цветка, бабочки, мгновения жизни, но главное - как умеет это выразить, передать и изобразить, так больше, наверное, не умеет никто. И становится совершенно очевидно, что Бейсембинова - художественное явление настоящего, очень высокого уровня. Не случайно за рубежом ее картины очень высоко ценят, их прекрасно продают на аукционах за немалые деньги. В то время как в Казахстане, по словам искусствоведов, например, Ольги Батуриной, Елена Бейсембинова, по большому счету, вне зоны достаточного внимания, как любой другой художник.
Ее творческая судьба неоднозначна. Сначала Елена окончила Строгановское училище в Москве, где, кстати, вышла замуж за казахстанского художника Арсена Бейсембинова. По окончании учебы молодые художники пробовали жить в Киеве, но все-таки решили вернуться в Алматы, которая стала для Елены второй родиной. Тут Арсен и Елена работали над мультфильмами на студии Амена Хайдарова, вместе проиллюстрировали около 30 самых разных художественных произведений. Не случайно сын Зангар тоже стал художником, ведь его с детства окружала атмосфера творчества. И все время, то есть вплоть до 90-х годов, которые перевернули жизнь всего общества, у Елены Бейсембиновой было огромное количество выставок. Всего их набралось более полусотни. Это говорит о том, что мастер неустанно работала, а публикации об этом постоянно печатали не только во многих казахстанских изданиях, но и во всесоюзных. В тех же журналах “Юность”, “Художник”, в Литературном журнале.
Может быть, это и сыграло свою роль - отечественные искусствоведы, настоящие, а не те, кто мнит себя таковым (чтобы их пересчитать, хватит пальцев одной руки), решили, что художнице и без них хватает внимания. В итоге заключительная большая персональная выставка Елены прошла в начале 90-х в музее имени Кастеева. И с тех пор, вплоть до сегодняшнего дня - речь не идет при этом о небольших галереях, кулуарных салонах, потому что для настоящего художника, каковым является Бейсембинова, это не уровень, на больших площадках ее картины не выставляли. Тогда как, говорит Батурина, “имя Елены Бейсембиновой останется в истории искусств, потому что она сама представляет собой большое самобытное явление, ни на что и ни на кого не похожее”. Не случайно европейские любители-коллекционеры так высоко ценят ее работы, несмотря на то, что практически вся богема стран Евросоюза предпочитает более свободную, абстрактную живопись. - Я увидела ее произведения в журнале “Юность”. Картины Елены Бейсембиновой напечатали среди многих работ так называемого сурового стиля. Меня поразили ее нежность, точность передачи, эмоциональность. Она уже тогда, как и ее творческий почерк, не была похожи ни на кого. Как, например, в автопортрете, где лицо наполовину скрыто. Да и в остальных ее работах постоянно присутствует некая загадка, тайна, что создает ощущение недосказанности, автор словно предлагает зрителю самому додумать происходящее. Увидеть то, что она сама наблюдает изначально, - снова делится своим впечатлением искусствовед Батурина.
И действительно, мир на картинах Елены Бейсембиновой придуман. Она сказочница, волшебница, которая сегодня живет в доме в предгорьях Алматинских гор, ее окружают любимые животные, а еще - много цветов. Они везде - в доме, в саду, залитые солнцем и искрящиеся под ледяными лучами снежных горных вершин. Сама художница не очень любит рассказывать о себе, да это и немудрено - Бейсембинова пережила много испытаний в своей жизни. Но сумела остаться легкой, независимой и стойкой женщиной с абсолютно прямой спиной и светящимся взглядом - годы отнеслись к ней благосклонно. Наверное, потому, что она любит эту жизнь, и та платит ей взаимностью.
А ведь сначала она не хотела быть живописцем. В семье росли три дочери, и мать, Татьяна Яблонская, автор знаменитой картины “Утро”, для которой ей позировала Елена, понемногу приучала ее к ремеслу. Сама же будущая художница предпочитала всему ботанику и биологию, будучи уверенной в том, что после школы посвятит себя миру науки. Но, рисуя листья, траву, она втянулась. С того и началось ее шествие по миру искусства, которое совместило в себе любовь к природе и ее творческое воплощение на холсте и бумаге. И сегодня у нее нет ни одной обычной, заурядной работы - с каждой непременно связана какая-то история. И все это, несмотря на то, что работы у нее небольшие, камерные, но такие притягательные...
Фото Радмира Фахрутдинова
Астана |