ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Из глубины веков Культура

Ольга Шишанова
Что такое звериный стиль в культуре кочевников? Каким было мировоззрение древних номадов Великой Степи? Как сохранить скифо-сакское наследие? Об этом в эксклюзивном интервью корреспонденту “НП” рассказал доктор философии, заслуженный деятель Казахстана и генеральный директор КазНИИ культуры МКС РК Андрей Хазбулатов

- Андрей Равильевич, расскажите, пожалуйста, почему вы избрали эту стезю - изучение проявлений творческой мысли номадов, которые они отразили, в частности, в скифо-сакском зверином стиле и всего, что с ним связано?
- В бакалавриате я специализировался в декоративно-прикладном искусстве - в художественной обработке дерева и металла. Так как там больше времени уделялось практическому обучению, я осваивал различные художественные технологии. Но я понимал, что, если хочу продвинуться в профессии, необходимо знать теорию, владеть элементарной информацией в истории не только этого искусства, но и в целом знать и понимать, как развивается мир искусства, есть ли тут система и какая она. В освоении художественного металла мне хотелось начать с самого начала не только технически, но и теоретически. А это, прежде всего, скифо-сакский звериный стиль. Я уверен, что это своего рода торжество и творческой мысли древних, и технологий. Ведь уровень обработки металлов - это и есть едва ли не самый важный признак эволюции общества.
Поэтому, окончив бакалавриат, я точно знал, что хочу дальше заниматься этой темой, но уже на качественно новом уровне. Магистратура и докторантура дали мне возможность научно подойти к тому, что мне было интересно. Скифо-сакский стиль, безусловно, феномен. И это вовсе не случайность, а исторически обусловленная данность. Его появлению предшествовали многие этнокультурные процессы, сыгравшие ключевую роль не только в Центральной Азии, но и в Евразии в целом. Даже после того, как саки покинули историческую арену, звериный стиль во многом определял художественное своеобразие степных цивилизаций. А сегодня многие формы звериного стиля и вовсе идентифицируют Казахстан во всем мире.

 

 

- Для непосвященных - в чем сходство и различие скифо-сакского и скифо-сарматского звериных стилей? Только ли первый был популярен у древних кочевников, живших на территории современного Казахстана?
- Я бы ответил так: существует единый феномен звериного стиля кочевников Евразии, и в его орбите некоторые территориальные нюансы. Это обусловлено местом проживания тех или иных племенных объединений древних кочевников. Известно, что одних и тех же кочевников Геродот называл скифами, а персы - саками. Территория же, контролируемая номадами, была огромной, - буквально от Кореи до Дуная, поэтому племена скифов и сарматов, населявших причерноморские степи от Дуная до Дона, испытывали существенное влияние эллинской культуры. А вот многие из восточных кочевых племен, известных как саки, могли испытывать воздействие сопредельных ираноязычных культур.
Исходя из этого очевидно, что такой значительный географический разброс обусловил и определенные иконографические дифференциации. Скифологи и искусствоведы различают несколько разновидностей: скифо-сарматский, скифо-сакский стили, уникален также пермский звериный стиль. На территории современного Казахстана был распространен именно скифо-сакский стиль, так как тут проживали сакские племена. Но Казахстан огромен, поэтому древние кочевники Прикаспия и дельты Волги известны как массагеты и савроматы, а алтайские скифы - как аримаспы. Так что здесь не все так однозначно.
- Назовите наиболее яркие артефакты, найденные на территории Казахстана, каковы их история, происхождение и влияние на дальнейшее восприятие мира скифо-сакской культуры прошлого?
- Думаю, для меня как ученого любая археологическая находка - это не просто уникальное материальное свидетельство, но и бесценная возможность заглянуть в прошлое. За каждой такой находкой стоит не один полевой сезон, долгая, кропотливая работа и намного больше вопросов, чем ответов. Но если уж говорить об артефактах, которые узнаваемы не только в Казахстане, но и в мире, о находках, которые стали своего рода брендами, то это, безусловно, сокровища сакских курганов Иссыка, Шиликты, Береля, Жалаулинский клад. Иссыкский Золотой человек по уникальной сохранности захоронения, философско-эстетической сложности и цельности образного языка, высочайшего уровня художественного мышления для меня занимает ту же ступень, что и сокровища Тутанхамона. Полагаю, невозможно вот так, в двух словах, рассказать сейчас историю каждой из этих удивительных находок. Но зато вполне реально говорить об их влиянии на нас. Конечно, для научного сообщества - археологов, историков, культурологов, искусствоведов - звериный стиль - вечная загадка, постоянная тема для размышлений и исследований. Без мощно развитой политической, экономической, социокультурной системы, натурфилософии и мифопоэтики такой феномен, как звериный стиль, не смог бы просто сформироваться, ведь в нем содержатся все культурные коды: основной материал - металл, его уникальная степень обработки, плюс его нужно было отыскать, добыть, очистить, иконография - феноменальный по стилю и смыслу дизайн в символике модели мира, география распространения - живой, свободный, постоянно динамичный кочевой мир с устойчивыми связями и взаимодействием культур. Нам есть чему поучиться здесь. А насчет влияния на нас, приведу такой пример: вспомните торжественную церемонию открытия Азиады-2011. Вспомните каргалинскую диадему, “золотые” образы с всемирно известных археологических находок сакских курганов - оленей, коней, птиц, пантер и “железных людей” в остроконечных кулахах. И своеобразная кульминация “исторической части” представления - Золотой человек. Все это - наше бесценное наследие, наш “звериный стиль”, который позиционирует страну и ее народ во всем мире.
- В чем феномен звериного стиля? И, как следствие, каково сакральное значение материалов, из которого изготовлены найденные артефакты?
- Будучи уникальным художественно-образным языком, скифо-сакский звериный стиль выделяется из множества способов визуального воспроизведения животных других культурных традиций. Сюжеты звериного стиля не только отражают идеологию древних номадов, но и позволяют реконструировать модель мира. Философия скифо-сакского звериного стиля не содержит ни одной лишней или бесполезной мысли, и его материальные воплощения столь же функциональны, как и универсальны. Каждый артефакт - специфическая мини-модель номадической картины мира. Это сакральное знание сумело сохраниться и стать основой других степных культур, унаследовавших образ жизни и мыслей древних кочевников, даже когда саки стали достоянием истории.
Звериный же стиль - не просто совокупность художественных образов, призванных обозначить предметный мир. Это система, созданная с целью максимально точно и объемно выразить глобальные мировоззренческие императивы, общие для всей Евразии. С эстетической точки зрения звериный стиль в полной мере использует художественные приемы, извлекающие весь потенциал материала, формы и цвета. Поэтому феномен звериного стиля проявился во многих материалах: коже, войлоке, дереве, но особое значение все же имеет такой металл, как золото. Потому что именно металл лучше всего мог выполнить задачу защиты, сохранения и передачи важнейших духовных концептов. Скифский художественный металл самым гармоничным образом объединяет мысль и форму, транслируя в них еще и собственные магические свойства. Золото олицетворяло чистую, духовную энергию, ключевой символикой которого выступает идея бессмертия.
- С какой культурой из прошлых цивилизаций вы бы провели аналогию скифо-сакской модели мироустройства? Почему?
- Довольно каверзный вопрос. С точки зрения истории и культуры скифо-сакская модель мира - характерное явление для большинства древних развитых культур мира: трехчастный мир, Мировое древо/гора, триадное социальное устройство - жрецы-воины-земледельцы. Сложнейший этно- и культурогенез, легший в основу скифского мира, вобрал все самое целесообразное, отсеяв все лишнее и нежизнеспособное. Думаю, что если рассматривать все же вкупе и социальную картину мира, и мифопоэтическую, и художественно-образную, то получается, что мир древних скифо-сакских племен аналогов не имеет - ни тогда, ни после.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение