|
Ольга Шишанова Что такое звериный стиль в культуре кочевников? Каким было мировоззрение древних номадов Великой Степи? Как сохранить скифо-сакское наследие? Об этом в эксклюзивном интервью корреспонденту “НП” рассказал доктор философии, заслуженный деятель Казахстана и генеральный директор КазНИИ культуры МКС РК Андрей Хазбулатов
- Андрей Равильевич, расскажите, пожалуйста, почему вы избрали эту стезю - изучение проявлений творческой мысли номадов, которые они отразили, в частности, в скифо-сакском зверином стиле и всего, что с ним связано? - В бакалавриате я специализировался в декоративно-прикладном искусстве - в художественной обработке дерева и металла. Так как там больше времени уделялось практическому обучению, я осваивал различные художественные технологии. Но я понимал, что, если хочу продвинуться в профессии, необходимо знать теорию, владеть элементарной информацией в истории не только этого искусства, но и в целом знать и понимать, как развивается мир искусства, есть ли тут система и какая она. В освоении художественного металла мне хотелось начать с самого начала не только технически, но и теоретически. А это, прежде всего, скифо-сакский звериный стиль. Я уверен, что это своего рода торжество и творческой мысли древних, и технологий. Ведь уровень обработки металлов - это и есть едва ли не самый важный признак эволюции общества. Поэтому, окончив бакалавриат, я точно знал, что хочу дальше заниматься этой темой, но уже на качественно новом уровне. Магистратура и докторантура дали мне возможность научно подойти к тому, что мне было интересно. Скифо-сакский стиль, безусловно, феномен. И это вовсе не случайность, а исторически обусловленная данность. Его появлению предшествовали многие этнокультурные процессы, сыгравшие ключевую роль не только в Центральной Азии, но и в Евразии в целом. Даже после того, как саки покинули историческую арену, звериный стиль во многом определял художественное своеобразие степных цивилизаций. А сегодня многие формы звериного стиля и вовсе идентифицируют Казахстан во всем мире.
- Для непосвященных - в чем сходство и различие скифо-сакского и скифо-сарматского звериных стилей? Только ли первый был популярен у древних кочевников, живших на территории современного Казахстана? - Я бы ответил так: существует единый феномен звериного стиля кочевников Евразии, и в его орбите некоторые территориальные нюансы. Это обусловлено местом проживания тех или иных племенных объединений древних кочевников. Известно, что одних и тех же кочевников Геродот называл скифами, а персы - саками. Территория же, контролируемая номадами, была огромной, - буквально от Кореи до Дуная, поэтому племена скифов и сарматов, населявших причерноморские степи от Дуная до Дона, испытывали существенное влияние эллинской культуры. А вот многие из восточных кочевых племен, известных как саки, могли испытывать воздействие сопредельных ираноязычных культур. Исходя из этого очевидно, что такой значительный географический разброс обусловил и определенные иконографические дифференциации. Скифологи и искусствоведы различают несколько разновидностей: скифо-сарматский, скифо-сакский стили, уникален также пермский звериный стиль. На территории современного Казахстана был распространен именно скифо-сакский стиль, так как тут проживали сакские племена. Но Казахстан огромен, поэтому древние кочевники Прикаспия и дельты Волги известны как массагеты и савроматы, а алтайские скифы - как аримаспы. Так что здесь не все так однозначно. - Назовите наиболее яркие артефакты, найденные на территории Казахстана, каковы их история, происхождение и влияние на дальнейшее восприятие мира скифо-сакской культуры прошлого? - Думаю, для меня как ученого любая археологическая находка - это не просто уникальное материальное свидетельство, но и бесценная возможность заглянуть в прошлое. За каждой такой находкой стоит не один полевой сезон, долгая, кропотливая работа и намного больше вопросов, чем ответов. Но если уж говорить об артефактах, которые узнаваемы не только в Казахстане, но и в мире, о находках, которые стали своего рода брендами, то это, безусловно, сокровища сакских курганов Иссыка, Шиликты, Береля, Жалаулинский клад. Иссыкский Золотой человек по уникальной сохранности захоронения, философско-эстетической сложности и цельности образного языка, высочайшего уровня художественного мышления для меня занимает ту же ступень, что и сокровища Тутанхамона. Полагаю, невозможно вот так, в двух словах, рассказать сейчас историю каждой из этих удивительных находок. Но зато вполне реально говорить об их влиянии на нас. Конечно, для научного сообщества - археологов, историков, культурологов, искусствоведов - звериный стиль - вечная загадка, постоянная тема для размышлений и исследований. Без мощно развитой политической, экономической, социокультурной системы, натурфилософии и мифопоэтики такой феномен, как звериный стиль, не смог бы просто сформироваться, ведь в нем содержатся все культурные коды: основной материал - металл, его уникальная степень обработки, плюс его нужно было отыскать, добыть, очистить, иконография - феноменальный по стилю и смыслу дизайн в символике модели мира, география распространения - живой, свободный, постоянно динамичный кочевой мир с устойчивыми связями и взаимодействием культур. Нам есть чему поучиться здесь. А насчет влияния на нас, приведу такой пример: вспомните торжественную церемонию открытия Азиады-2011. Вспомните каргалинскую диадему, “золотые” образы с всемирно известных археологических находок сакских курганов - оленей, коней, птиц, пантер и “железных людей” в остроконечных кулахах. И своеобразная кульминация “исторической части” представления - Золотой человек. Все это - наше бесценное наследие, наш “звериный стиль”, который позиционирует страну и ее народ во всем мире. - В чем феномен звериного стиля? И, как следствие, каково сакральное значение материалов, из которого изготовлены найденные артефакты? - Будучи уникальным художественно-образным языком, скифо-сакский звериный стиль выделяется из множества способов визуального воспроизведения животных других культурных традиций. Сюжеты звериного стиля не только отражают идеологию древних номадов, но и позволяют реконструировать модель мира. Философия скифо-сакского звериного стиля не содержит ни одной лишней или бесполезной мысли, и его материальные воплощения столь же функциональны, как и универсальны. Каждый артефакт - специфическая мини-модель номадической картины мира. Это сакральное знание сумело сохраниться и стать основой других степных культур, унаследовавших образ жизни и мыслей древних кочевников, даже когда саки стали достоянием истории. Звериный же стиль - не просто совокупность художественных образов, призванных обозначить предметный мир. Это система, созданная с целью максимально точно и объемно выразить глобальные мировоззренческие императивы, общие для всей Евразии. С эстетической точки зрения звериный стиль в полной мере использует художественные приемы, извлекающие весь потенциал материала, формы и цвета. Поэтому феномен звериного стиля проявился во многих материалах: коже, войлоке, дереве, но особое значение все же имеет такой металл, как золото. Потому что именно металл лучше всего мог выполнить задачу защиты, сохранения и передачи важнейших духовных концептов. Скифский художественный металл самым гармоничным образом объединяет мысль и форму, транслируя в них еще и собственные магические свойства. Золото олицетворяло чистую, духовную энергию, ключевой символикой которого выступает идея бессмертия. - С какой культурой из прошлых цивилизаций вы бы провели аналогию скифо-сакской модели мироустройства? Почему? - Довольно каверзный вопрос. С точки зрения истории и культуры скифо-сакская модель мира - характерное явление для большинства древних развитых культур мира: трехчастный мир, Мировое древо/гора, триадное социальное устройство - жрецы-воины-земледельцы. Сложнейший этно- и культурогенез, легший в основу скифского мира, вобрал все самое целесообразное, отсеяв все лишнее и нежизнеспособное. Думаю, что если рассматривать все же вкупе и социальную картину мира, и мифопоэтическую, и художественно-образную, то получается, что мир древних скифо-сакских племен аналогов не имеет - ни тогда, ни после.
Астана |