|
Ольга Шишанова Одни картины его полны света и цвета, они радуют глаз и веселят сердце, как сказали бы древние мудрецы. Но другие его произведения тяжелы, мрачны и напоминают о страшных страницах правды, от которой никуда не уйти. Потому что работы эти, как и сам художник, рассказывают о событиях полувековой давности, случившихся на земле Казахстана. Именно тогда, 50 лет назад, в районе Семипалатинского полигона появился на свет мальчик, чьей миссией - светлой и тяжелой одновременно - стало нести в мир правду своими картинами
В эти жаркие дни июля казахстанскому художнику Карипбеку Куюкову исполняется пятьдесят. Много это или мало? Что можно сделать всего за полвека? Особенно если ты - один из многих и многих, на чью жизнь и судьбу жестоко повлиял Семипалатинский полигон. Но у каждого в этом мире своя миссия. Выпала она и на долю Карипбека, родившегося без рук, не побоявшегося связать свою жизнь с живописью, создавая картины специальной кистью, держа ее во рту... Сегодня о простом и очень открытом человеке с большим сердцем и добрыми глазами знают далеко за пределами Казахстана. Его многочисленные регалии достойны похвалы, а жизненный путь - пример для тех, кто в современном мире не выдерживает тягот бытия. Но сам Карипбек не любит об этом говорить, гораздо охотнее, светлее и радостнее получаются у него беседы о его картинах, на которых светит солнце, а земля не содрогается от страшных взрывов. На нерукотворных картинах - во всех смыслах этого слова.
Кстати, Карипбек не только создает живописные произведения, но и увлекается созданием иллюстраций, нравится ему рисовать графические листы к казахским мифам и легендам. А еще он очень любит родной край, который, по его признанию, навсегда останется в его сердце: - Я родился в селе Егиндыбулак, что находится в ста километрах от Семипалатинского полигона. Эта земля для меня святая не только потому, что это моя родина, но и потому, что там родились и жили мои предки - деды и прадеды. Для меня это самый красивый край в Казахстане. И действительно, очень много работ посвятил художник изображениям родной земли. Например, это картины “После дождя”, “Каркаралинский бассейн”, “Лето в горах” или трогательные “На джайляу”, “Первый снег”... Не обошел он вниманием художника и красивейшие города мира - Санкт-Петербург, Париж, Прагу.
Но все-таки среди сотен картин, созданных карагандинским мастером, есть одно произведение, которое всегда будет говорить, будет кричать о том, что произошло много лет назад... “Взрыв” - одно из тех полотен, что несет в себе до отчаяния понятную для него тему. Картина буквально срисована с жизни самого автора, в ней непреодолимая боль, горечь пережитого и безграничная вера в то, что никогда небо над его головой больше не озарится вспышкой ядерного взрыва. Наверное, не случайно именно это произведение подарил президент Казахстана Бараку Обаме на одном из саммитов в Вашингтоне. Вот как сам Карипбек отзывается об этой картине: - Здесь я изобразил первый взрыв, который произвели у нас, в Семипалатинске, в 1949 году. Момент неожиданности самого взрыва: разлетается юрта, переворачивается стол, страдают дети, взрослые, а с ними и весь животный и растительный мир... И действительно, в таких работах художника отражается не только его личная трагедия, но и протест тысяч казахстанских семей, пострадавших от ядерных испытаний. Ведь страшно представить, что в течение 40-летних испытаний на этой священной земле произвели 470 ядерных взрывов.
- Мои родители стали свидетелями, они видели эти яркие и огромные грибы до неба. Я же помню, как шатались шкафы в доме и гремела посуда, помню сообщения по радио о том, что Советский Союз произвел очередное ядерное испытание в мирных целях. И странно, что в то время всем нам говорили: радиоактивные вещества никак не влияют ни на человека, ни на окружающую природу... Но я бывал потом во многих странах, где люди пострадали от соседства с ядерными полигонами, видел слезы японских матерей из Хиросимы и Нагасаки, участвовал в митингах и протестах на полигоне в штате Невада в Америке, мои друзья участвовали в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС - и все это говорило совершенно об обратном, - с грустью рассказывает Карипбек. И все-таки света в его произведениях больше, особенно в картинах, на которых он воспевает любимую степь - после дождя, под яркими лучами солнца, степь весной - всю в алых тюльпанах... - Я самоучка, у меня нет художественного образования. Но этот факт мне не мешает рисовать, что я хочу. И то, что я сейчас умею, - это результат моих постоянных усилий и желание развиваться, - после этих слов художник губами берет кисть, ногами - палитру. И мазок за мазком создает свои жизнеутверждающие произведения искусства.
А еще он освоил компьютер, управляется с сотовым телефоном. И много рисует, причем не только для души, а просто потому, что не может не работать, сидеть без дела. Очень часто теперь у него в зубах не кисть художника, а “планшетное перо”. И справляется он с ним на отлично - ведь в планах новые, светлые картины, без ядерных взрывов...
Астана - Караганда - Астана |