|
Ольга Шишанова В Национальном музее РК под патронажем МКС РК и КазНИИ культуры проходит выставка картин Поля Серюзье и творческой группы “Наби”, на которой представлено 48 шедевров - жемчужин французской живописи XIX века из самой интересной и таинственной ее страницы - живописи символизма и модерна. Своим мнением о живописном волшебстве легенд Бретани, воспетых французскими художниками, в эксклюзивном интервью с “НП” поделился секретарь комитета по социально-культурному развитию мажилиса парламента РК Бейбит Мамраев
|
- Бейбит Баймагамбетович, как вы думаете, нужны ли нам такие проекты? Будут ли они продолжаться? - Я считаю, что обмен культурными ценностями - вообще важнейшая составляющая человеческой жизни. Нужны ли нам такие проекты? А почему нет? Конечно, нужны. Чтобы мы еще раз оценили многообразие мира, его многогранность, уникальность каждой культуры. Кстати, в коллекциях Третьяковской галереи, в музее имени Пушкина в Москве также есть известные имена и шедевры символистов, но те работы, которые предстали перед зрителями Национального музея в Астане, особенные. Это редкие ранние образцы творчества Поля Гогена и его учеников. Думаю, они будут интересны всем зрителям: и любителям искусства, и искушенным ценителям. Ну а каждый такой проект формирует образ нашей столицы как центра искусства и культуры, и уникальный облик Астаны наполняется новым содержанием, когда в Национальном музее проводят такие выставки. Скажу больше - ни в одном музее Казахстана еще ни разу не выставляли произведения французских символистов. Тем более что символизм - одно из самых сложных, но и самых интересных явлений европейской живописи рубежа XIX-XX веков. Ведь символисты воспринимали мир и жизнь человека как тайну, как волшебство, к которым можно прикоснуться, но нельзя разгадать. - Как вы думаете, смогут ли оценить эти работы наши зрители? Что они увидят, живя в XXI веке, в картинах, написанных более 100 лет назад? - Я считаю, что искусство, а тем более живопись и музыка не требуют перевода, они обращены непосредственно к душе человека. Неслучайно одним из первых проявлений абстрактного мышления стала наскальная живопись. Если вспомнить историю, то человек начал рисовать сразу, как только стал человеком. Прекрасные образцы первой художественной практики - петроглифы Тамгалы в Казахстане, росписи древних пещер в Испании или во Франции. Мы смотрим на такие картины и видим не только отражение реальности, но и внутренний мир самого художника. Искусство отражает время и человека в нем. Меняется мир, и вместе с ним меняется искусство. Поэтому и живопись старых мастеров наполняется новым смыслом, когда на нее смотрит зритель XXI века. - Выставку подготовили при участии Объединения национальных музеев Франции, которое уже успешно провело в Казахстане два проекта - “Жемчужины Франции” в 2013 году в ГМИ имени А. Кастеева и “Наполеон. Жизнь. Легенда” во Дворце Независимости в 2014 году в Астане. Как вы думаете, казахстанцам есть чему поучиться у специалистов такого уровня? - Безусловно. Многому. Главное - профессионализму и любви к своему делу. Достаточно видеть, как работают проект-менеджер Ариан де Жерно или куратор выставки в Астане Каролин Бойл Тернер. Огромную помощь оказывает и посольство Франции, в частности, советник по культуре Гийом Касперски, прикладывающий много усилий, чтобы сделать наше культурное пространство общим. Сотрудничество это, надеюсь, будет продолжаться и развиваться, превращая нашу страну в пространство, где встречаются шедевры. Эта же выставка - уникальный проект еще и потому, что для нее специально разрабатывали дизайн экспозиции, концепция которой - мост между Востоком и Западом. Так что искусство - это необъятный мир, который объединяет людей, поэтому вообще неплохо было бы сделать искусство “модным” в хорошем смысле этого слова проектом.
- Такие выставки - результат усилий многих людей и организаций, в первую очередь МКС РК. А нужно ли поддерживать казахстанскую культуру дополнительно в условиях рыночных отношений? Какие приоритеты в этом направлении вы бы назвали первостепенными? - Я считаю, что именно пристальное внимание и поддержка привели не только к сегодняшней выставке, но и к уникальному расцвету оперы и балета, а также современного искусства в стране. Это наше большое счастье, что не только отдельные меценаты, компании, а именно государство помогает развивать искусство в Казахстане. Ну а приоритеты... Это создание, на мой взгляд, максимально благоприятного пространства для развития искусства, чтобы оно было доступно всем гражданам нашей страны. Потому что искусство может образовывать, воспитывать, развивать человека и общество. Искусство воздействует на душу и разум человека гораздо сильнее, чем догмы. В нем заключены общечеловеческие духовные ценности. А сокровища искусства - это то лучшее, что создало человечество на протяжении всей его истории.
- Какие у вас любимые художники среди отечественных и зарубежных авторов? Вы предпочитаете классическое искусство или все же тяготеете к современному? - Невозможно перечислить всех. Да и мое восприятие меняется с годами. С радостью смотрю на картины Гульфайрус Исмаиловой, графику Евгения Сидоркина. Прекрасны рисунки Сергея Калмыкова. Очень люблю “Танцующих бретонских девочек” Гогена, барбизонцев, а ведь еще есть эпоха Возрождения с Кавараджо, Джотто, Боттичелли, Бернини. Кроме того, поверьте мне, что и современное искусство скоро станет классикой. Время - лучший ценитель искусства.
Астана |