|
Айгерим Бейсенбаева, Василина Воркова
Уходящий год подарил нам чувство гордости за отечественный кинематограф, восторг от ярких театральных зрелищ и массу новых впечатлений от перемен в отечественной культурной жизни.
В рейтинге самых ярких культурных свершений - незабываемое арфовое соло из оперы “Лючия ди Ламмермур”, “Дон Жуан”, осуществленное самим Преображенским, печаль в глазах иноходца, подаренная нам режиссером Ардаком Амиркуловым, и новое смелое изобразительное искусство на грани эксперимента
Номинацию “Самая смелая постановка” мы присуждаем опере “Лючия ди Ламмермур”
Сумасшествие на 15 минут
В Государственном академическом театре оперы и балета имени Абая прошла премьера одного из шедевров стиля бельканто в постановке знаменитого российского режиссера Юрия Александрова. Впервые почитатели оперного искусства увидели оригинальный вариант оперы, который соответствует высшим стандартам современного оперного искусства, достойный сцены лучших театров мира - Большого, Ла Скала, Метрополитен опера.
На самом деле опера “Лючия ди Ламмермур” стала настоящим подарком для казахстанского зрителя. Режиссер-постановщик Юрий Александров и художник-постановщик Вячеслав Окунев готовили оперу для миланского Ла Скала, но в связи с тем, что главный дирижер Рикардо Мути оставил пост художественного руководителя, театру пришлось отказаться от этой постановки. Но Театр оперы и балета имени Абая пошел на риск и предложил поставить оперу на своей сцене.
|
“Лючия ди Ламмермур” - опера-шедевр |
Изумительное исполнение сложных партий, точное воссоздание шотландских танцев того периода, великолепные декорации воссоздают атмосферу Шотландии XVII века, богато украшенные костюмы в мельчайших деталях повторяют исторические.
Уникальность этой оперы для Казахстана в том, что в этом спектакле есть огромное всемирно известное арфовое соло. Сегодня в Казахстане нет артиста, который бы смог его сыграть, поэтому было принято решение пригласить солистку оркестра Мариинского театра Елизавету Александрову.
Еще одна особенность оперы - знаменитая уникальная сцена сумасшествия, когда 15 минут артистка одна поет соло. С этой партией великолепно справилась обладательница самого высокого и гибкого женского голоса - колоратурного сопрано - Жамиля Баспакова.
Номинацию “Лучшая идея contemporary-art арт” мы решили присудить художнику Куанышу Базаргалиеву
Педантизм и геометрия: жизнь в поисках открытий
Необычные работы талантливого казахстанского художника Куаныша Базаргалиева из серии “Столы и стулья” часто сравнивают с работой Ван Гога. Но после многих крупных выставок и высоких оценок профессионалов изобразительного искусства как в Казахстане, так и за рубежом он решил отказаться от своего стиля и начать поиск новых, более впечатляющих техник и жанров.
Художник, по мнению Базаргалиева, это человек, который делает открытия, он не должен работать так, как его научили в студии 10 лет назад. Есть люди и в Алматы, и в Казахстане, которых привлекают эксперименты, которые двигаются в этом направлении. Открытие - это свой стиль, свой язык, это новые находки. Живопись - это не песня, где надо знать язык, чтобы понять. Человек, который видит, интересуется искусством, сможет понять и казахского художника, и американского.
|
Куаныш Базаргалиев |
Базаргалиев попрощался со своими столами и стульями. Сейчас ищет себя в разных направлениях. Ни в чем себе не отказывать, ни в чем себя не сдерживать, потакать любой своей прихоти - это то, что ему нравится сейчас.
Номинацию “Особо опасен и талантлив” мы вручаем кинорежиссеру Тимуру Бекмамбетову
Триумф злого гения
Его часто называют Тамерланом современного кино - все, за что он ни берется, тут же становится хитом продаж. В этом и заключается главная загадка Бекмамбетова: он не только талантливый режиссер со своим индивидуальным почерком, но и успешный продюсер. Сам Тимур объясняет эту свою способность одной фразой: “Просто зрителя надо любить...”
Может быть, именно эта черта и позволила ему добиться приглашения поработать с настоящими голливудскими бюджетами и голливудскими звездами первой величины. Ведь Бекмамбетов один из немногих российских режиссеров, кому доверили снимать в Голливуде большое кино. В распоряжении Бекмамбетова были 150 миллионов долларов, сумма довольно внушительная даже для Голливуда, и главное достояние американской нации - несравненная Анжелина Джоли. Уже эти два обстоятельства обеспечили бы фильму “Особо опасен” хорошие кассовые сборы, но Бекмамбетов решил идти дальше и превратить “Особо опасен” в авторское кино с неподражаемыми спецэффектами и с постоянными экспериментами с сюжетом, трюками, актерской игрой.
Возвращаясь к вопросу о том, почему именно Тимуру Бекмамбетову доверили снимать этот фильм, можно сказать лишь одно: у него есть то, чего так не хватает сейчас Голливуду, живое и свежее воображение, способное каждую минуту генерировать все новые и новые идеи, придумывая то, чего еще нигде не было. А такие люди не только в Голливуде на вес золота...
Номинацию “Иногда они возвращаются” присуждаем известному театральному режиссеру,
заслуженному деятелю искусств Казахстана и России Борису Преображенскому
Пришел. Увидел. Победил
Он вернулся, но, к сожалению, не навсегда, а для того, чтобы поставить на сцене Немецкого драматического театра спектакль на немецком языке “Дон Жуан приходит с войны” по пьесе Эдена фон Хорвата.
Все знают, что именно Борис Преображенский создал в Алматы Театр “Новая сцена” при Русском театре юного зрителя имени Н.Сац. Поставил более 100 спектаклей, среди которых легендарные “Гамлет”, “Доктор Живаго”, “Белый крест” и другие шедевры драматического искусства. Сейчас он живет в Санкт-Петербурге, но часто наведывается в Алматы, ставит спектакли, помогает своим ученикам. В начале сентября на сцене Немецкого драматического театра состоялась премьера спектакля на немецком языке “Дон Жуан приходит с войны” по пьесе Эдена фон Хорвата, режиссером-постановщиком которого и является Борис Николаевич.
|
Мэтр Борис Преображенский |
В настоящее время он преподает в институте. В этом году Борис Преображенский поставил спектакль “Кадриль” по пьесе Владимира Гуркина в Иркутске со своими учениками, приехал ставить пьесу в Алматы, потом - в Свердловск, таким образом он отмечает свое семидесятилетие работой. Часть своего семидесятилетия отметил в Иркутске, следующую - в Алматы и еще одну - в Свердловске, где он родился.
Номинацию “Очумелые ручки” присуждаем известному пианисту и дирижеру Вагу Папяну
Новая творческая волна
Казахская государственная филармония имени Жамбыла готовится к открытию сезона и празднованию юбилея Государственного симфонического оркестра Республики Казахстан. В этом году оркестру исполняется 50 лет. И это радостное событие в жизни оркестра станет вдвойне праздничным, потому что оркестр обрел нового художественного руководителя и главного дирижера. Известный во всем мире дирижер Ваг Папян согласился возглавить оркестр. И, как выяснилось, повлияла на этот замечательный факт отнюдь не цена вопроса. Ваг Папян - давний друг и партнер Толепбергена Абдрашева, почитающий казахстанского маэстро и испытывающий особые чувства к нашему оркестру.
“В Алматы есть неплохой коллектив, с которым приятно работать. Иначе я бы просто не имел никакой мотивации сюда приезжать. Оркестр находится в неплохой форме, так что будем работать. А что касается наших взаимоотношений, мне кажется, они хорошие.
|
Пианист и дирижер Ваг Папян |
Опытный дирижер передает свой опыт оркестру, с которым работает, и этот опыт остается в оркестре. В оркестре всегда чувствуется, есть традиции или их нет. Традиции передаются и остаются. И у алматинского оркестра они, естественно, есть. Это можно услышать. Есть разные поколения музыкантов. Это хорошо. Не все традиции незыблемы. В оркестр можно вносить новшества, которые станут впоследствии традицией”, - говорит маэстро.
Номинацию “Переезд года” получает кинофестиваль “Евразия”
А мы ушли на север
В Астане подошел к концу V Международный кинофестиваль “Евразия”. Лучшей картиной этого года стал фильм “Прощай, Гульсары!” режиссера Ардака Амиркулова. И одной из важных новостей культурного события стало известие, что отныне и навсегда фестиваль “Евразия” будет проходить в Астане.
Секретную информацию о переезде в другой город организаторы фестиваля припасли на десерт и о приятном для астанчан известии сообщили в конце фестиваля.
Фестиваль 2008 года изменил не только место проведения, но и определился в направлении. Теперь задачей кинофестиваля будет непосредственное продвижение молодых киношных талантов в мире и, в частности, в Казахстане. Целую неделю на представленные казахстанские картины и фильмы-участники зритель ходил с удовольствием, и у основной части картин был аншлаг. В этом году участниками фестиваля стали фильмы и режиссеры из стран Центральной Азии: Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана.
|
Гостья “Евразии” Ирина Муравьева |
Номинацию “Несерьезный визит” получают резиденты шоу Comedy club
Мы рассмешили юмористов
Как отметили сами юмористы, это уникальные выступления, так как Comedy club уже несколько лет не выезжал на гастроли в таком расширенном составе.
Для выступления на главной сцене Алматы, во Дворце Республики, выехала практически вся узнаваемая часть клуба. Помимо “гламурного подонка” Павла Воли, приехавшего с сольным концертом, прибыли Тимур Каштан Батрудинов, Александр А. Ревва, Дмитрий Люсек Сорокин, Арташес Таш Саркисян, Вадим Галыгин, Роман Юнусов, Александр Незлобин, Алексей Лихницкий и другие.
В ответ на вопрос: “Почему не приехали Гарик Бульдог Харламов и Гарик Мартиросян?” - резиденты с самым серьезным выражением лица отшутились: “Ну выезжали-то мы все вместе”.
|
Резиденты Comedy Club |
Пресс-конференция для журналистов перед представлением коллектива Comedy club обернулась небольшим импровизированным юмористическим шоу. Каждая фраза резидентов неминуемо вызывала взрыв смеха у публики, хотя ничего экстраординарного юмористы не говорили, видимо, просто сумели заразить собравшихся весельем. И даже то, что резиденты опоздали на встречу с представителями местных СМИ на целых полтора часа, им простили после первой шутки.
И тут необходимо отметить, что наши журналисты, наверное, стали первыми, кто рассмешил самих резидентов. После вопроса одной местной корреспондентки Роману Юнусову, выступающему обычно в дуэте “Сестры Зайцевы” с Алексеем Лихницким, весь состав Comedy club минут десять не мог прийти в себя от смеха. И позабавил резидентов не сам вопрос: “Роман, что меняется в Вашем характере, когда Вы становитесь “сестрой Козловой”?”, а, скорее, сам серьезный тон, которым вопрошала журналистка.
Номинацию “Торжество интеллекта” присуждаем Мурату Ауэзову
Юбиляр
Мухтара Омархановича читают и особо чтят как великого писателя, оказавшего огромное влияние на романистику и литературу Центральной Азии. Яркой чертой Мурата Ауэзова является широта его интересов. Он интересуется всеми культурными начинаниями в стране, а во многих случаях выступает как их инициатор. Благодаря своему размаху, охватывающему многовековую историю человеческой культуры, учит ценить все, что создано людьми, не замыкаться на достижениях только одной эпохи и лишь своей страны. Он демонстрирует нам величественное шествие народов, несущих знамена своей культуры.
|
Юбиляр Мухтар Ауэзов |
Глубоко научный подход к памятникам отечественной и мировой культуры и одновременно философский взгляд на эти памятники с точки зрения судеб и смысла всего человечества - наиболее характерные и ценные черты Мурата Ауэзова.
Общественность страны прекрасно знает Мурата Мухтаровича как принципиального, честного и глубоко порядочного человека. Его слова и поступки всегда исполнены глубокого смысла.
Номинацию “Живопись в объеме” присуждаем Kazakhstan Fashion Week
Мода проходит, стиль остается
В этом году благодаря творческому объединению Four Season Group при поддержке Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан и акимата города Алматы завершились две недели моды Kazakhstan Fashion Week, в ходе которых были представлены лучшие коллекции отечественных и зарубежных дизайнеров сезонов осень/зима-2008/2009 и весна/лето-2009.
На суд зрителей свои коллекции представили дома моды Cyrille Gassiline, Dilbar, DenNik Li, Kuralai, Sergei Shabunin, Мария Байсараб, Мадина Такен, Салтанат Баймухамедова, Кенже Девятко, Aigul Kassymova, Kuandykova&Turekhanov, Aida KaumeNOVA, Natasha DRIGANT, Елена Машинина, Кети Чхиквадзе, Эльмира Ибрагимова, Саида Амир, Gaspard Yurkievich, Impasse de la Defense, Pierre Talamon, Raffaele Caruso.
Кроме того, в рамках Недели моды были организованы мастер-класс с редактором отдела моды журнала GALA, круглые столы, pre и after party. В качестве почетного гостя был приглашен театральный художник, дизайнер, искусствовед и историк моды Александр Васильев. Кроме того, в этом году Kazakhstan Fashion Week стала членом Международной ассоциации недель моды.
Номинацию “Лучший эксперимент в искусстве” присуждаем группе молодых талантливых художников, музыкантов,
фотографов и дизайнеров за проект “19.38.02”
Время решает все
Интересное и необычное событие состоялось в Государственном музее искусств Республики Казахстан имени А.Кастеева - одаренная молодежь сплела воедино музыку, перфоманс, живопись, графику, видеоарт, граффити.
Впервые зрители смогли воочию увидеть, как создаются произведения искусства, некоторые из них сами приняли участие в творческом процессе, а вот участникам проекта было непросто творить в таких экстремальных условиях.
Авторами идеи этого необычного эксперимента стали участники группы “Ниша”, для которых этот проект стал дебютным. Группа объединила музыкантов, фотографов, художников, литераторов и артистов - Булата и Ботагоз Тыныбековых, Айгерим Идрисову, Ю Вон Канна, Меруерт Калиеву и Абделя Мухтарова. Талантливая молодежь стремится продвинуть современное искусство Казахстана как в республике, так и за рубежом, поднять имидж страны.
|
Эксперимент “19.38.02” |
Участники творческой группы “Ниша” при помощи своего проекта хотят сломать сложившиеся стереотипы о том, что современное искусство - только для тех, кто обладает глубокими знаниями в этой области. Они хотят сделать современное искусство более доступным для масс и представить искусство как завершенный творческий процесс, которым оно становится только тогда, когда его воспринимает зритель, становясь его частью.
Номинацию “Маэстро сказочной музыки” вручаем одному из лучших исполнителей произведений Рахманинова в мире Алексею Ботвинову
Черный рояль
На прошлой неделе в рамках Дней культуры Одессы в Алматы в Большом зале Консерватории прошел концерт. Перед концертом знаменитый украинский пианист дал эксклюзивное интервью для нашего корреспондента:
- Вас считают лучшим в мире исполнителем “Гольдберг-вариации” Баха. В чем особенность этого произведения и чем оно Вам так нравится?
- “Гольдберг-вариации” очень длинные - от 70 до 90 минут без перерыва, то есть пианист полтора часа играет без перерыва музыку, которую даже трудно запомнить. По большому счету - это энциклопедия музыки, как ее представлял себе Бах. Взяв за основу народную песенку “Когда бываешь ты со мною”, Бах сделал из нее арию в духе печальной сарабанды и сочинил к ней 30 вариаций, где использовал все известные на то время жанры.
И для музыканта это такая знаковая вещь - она очень сложная и технически, и эмоционально, и философски. Так получилось, что для меня это произведение стало визитной карточкой, оно получило признание в немецкоязычных странах - я его исполнял более двухсот раз.
|
Пианист Алексей Ботвинов |
- Были ли у Вас творческие кризисы и как Вы с ними справлялись?
- Творческие кризисы бывают у любого музыканта, периодически случаются и у меня. Как справиться? Надо верить в себя и не сдаваться, потому что если нет силы воли и желания преодолеть, казалось бы, непреодолимое, то карьера заканчивается очень быстро, а также необходимо действительно большое терпение. |