|
Ольга Шишанова В столичном Дворце Независимости состоялось открытие выставки “Династия Аканаевых” в рамках программы “Рухани жаңғыру”, посвященной празднованию 20-летия Астаны
Как отметили организаторы, экспозиция является отчетной выставкой президента ОФ “Академия художеств РК” Амандоса Аканаева “Қазақстанның еңбек сіңірген Қайраткері”. Ее приурочили кроме вышеназванных тем к 70-летию мэтра и его 50-летию творческой деятельности.
Основная идея выставки - цикл жанровых портретов под общим названием “Мои современники”, в который входит более 20 картин - портретов известных деятелей страны в области образования, культуры и изобразительного искусства. Над этим проектом художник работал более десяти лет и намерен продолжить его в ближайшие годы. Цикл портретов дополняют творческие работы Амандоса Аканаева и членов его семьи - “династии художников Аканаевых”. Всего в экспозицию включено более 70 работ, исполненных в разнообразной технике - это живопись на холсте, коллаж, рельефная живопись, графика, эскизы росписей стен и инсталляции. Говоря художественным языком, вернисаж представляет собой феерию красок, текстур, стилей и эмоций. Такие разные работы этих художников объединяет яркая энергетика. Их полотна как будто живут. Дышат. Как, к примеру, совершенно завораживающая “Игра” Искандера Аканаева, полная какой-то мистической силы. Это древние божества, которые играют мирами. Именно к ним столетия назад взывали шаманы. А вот “Игра” Ботагоз Аканаевой совсем другая. Это именно дух игры. Дух озорства. Кстати, в ее работах очень много национального колорита. Как признается сама мастерица, она всегда делает только то, что любит, что ей нравится, а значит, и легко получается. Ботагоз понимает свои корни, любит национальную культуру, казахское прикладное искусство. В ее картинах - несмотря на то что они ближе к европейскому искусству, она всегда использует национальный орнамент.
Творчество остальных художников, представляющих династию Аканаевых, тоже отличают узнаваемый стиль и национальный колорит, знание казахских сказаний, мифов, традиционных ремесел и современная стилистика и техника. Не случайно их произведения любимы в Казахстане, их знают далеко за пределами страны. Может, потому что в этой семье родители не ограничивали кругозор детей только своим творчеством. Зато очень много рассказывали о других художниках, показывали книги по искусству. И потому будущие художники скорее чувствовали себя больше членами художественной артели или команды, когда учились натягивать холсты и правильно их грунтовать. Что касается произведений Амандоса Аканаева, то многие его картины, пронизанные национальным духом, сегодня находятся в музеях и частных коллекциях в республике и за рубежом. Сам мастер называет свои произведения работами “этнического порядка”, где переплелись исторические сюжеты, мотивы, образы и современность.
Особенно трогательна его работа “Портрет искусствоведа Лауры Уразбековой”. Художник написал женщину в казахском кимешеке - национальном головном уборе замужних женщин, где косы прятались в специальный чехол из дорогих материалов, например, бархата с нашивками-оберегами из серебра или золота. По бокам кимешек обшит бисером, полудрагоценными камнями и ювелирными украшениями. Но это не украшения, а именно обереги. Дело в том, что Лаура всю свою жизнь посвятила изучению, пропаганде кочевой цивилизации, выступала с этой темой на различных конференциях за рубежом и в Казахстане. Именно интерес к кочевой культуре сблизил ее с художником, сделал их души родственными, и они поженились. Кстати, именно Лаура стала одной из первых, кто заговорил о юрте не просто как о жилище кочевников, а как о символе мировоззрения предков казахов, где шанырак напоминает солнце, а уыки - это его лучи. Поэтому совсем неудивительно, что казахи иногда строили юрты с 365 уыками, то есть по числу дней в году. А кереге символизировали круг или саму Вселенную. А вот Бейсен Аканаев пришел в живопись довольно поздно. Писал он давно, но только для себя, для душевного самовыражения, лишь изредка выставляя пару работ на коллективных вернисажах. На большой публичный выход к зрителю решился только в 1998 году.
С тех пор особенно много картин он посвятил миру животных. Наверное, оттого, что Бейсен вырос в ауле, хорошо их знает и с детства любит. “Саки”, “Легенда о домбре”, “Скорпион”, “Корова”, “Танцующие петроглифы” и “Распятие” - вот только некоторые из его несомненных удач этого вернисажа. Работает Бейсен в смешанной технике, которая привлекает его возможностью поиска. Поражает, с какой скрупулезностью и долготерпением выписаны, например, мельчайшие детали его праздничной “Бабочки”. Интересны и эксперименты графика с колоритом картин: то сочетание ярких контрастных цветов, то спокойная палитра золотых пастельных тонов, а то вдруг игра темных, глубоких синих оттенков, как в произведении “Древние носороги”. Кстати, многолетний опыт книжной графики, говорят искусствоведы, помогает ему грамотно и весьма выигрышно строить композицию в целом. Нам же остается только добавить, что творческая династия художников Аканаевых ведет свою историю с середины прошлого века. И сегодня уже их внуки - Аспарух, Мухит, Рада, Глеб, Александра и супруга Мухита - Дарина - тоже занимаются творчеством и периодически выставляют свои работы на семейных вернисажах.
Астана |