ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Сквозь призму столетий Культура

Ольга Шишанова
В Национальном музее РК открылась очередная выставка в рамках Дня рождения Астаны “Художники XIX и XX вв. из частных коллекций США”, организатором которой выступили Минкультуры и спорта РК и КазНИИ культуры МКС РК при содействии фонда Беккермана, американской компании “Сон Мар”, а также мэрии Нью-Йорка

Вернисаж из частных художественных коллекций США в столице Казахстана проходит уже во второй раз. Первый состоялся в прошлом году также в стенах Нацмузея и был приурочен к проведению международной выставки “Астана ЭКСПО-2017”. Вторично экспозицию представляют очень интересные имена, в первую очередь Илья Репин, пусть и характеризующийся небольшой работой, но это мэтр среди корифеев, и мимо него пройти никак нельзя, поскольку это поистине ключевая фигура русского искусства XIX века. Так же, как и Алексей Саврасов, и Константин Коровин - его ученик.

 

 

Все работы разные, и любопытно, что эта выставка русской живописи из художественных собраний, которые находятся в США, будучи привезена сюда, в Астану, в стенах Национального музея неожиданно соединилась с вернисажем из Третьяковской галереи. Потому что, например, и там и тут есть произведения известнейшего художника Архипова, который хоть и считался классическим художником, все-таки пробовал свои силы и в импрессионизме. И в одной, и в другой экспозиции есть полотна Роберта Фалька, Александры Экстер, Александра Тышлера. Это очень любопытный момент при рассматривании и сравнивании картин, потому что они представлены совершенно разными этапами художественной жизни каждого из названных мастеров. Особенно тех из них, кто творил в основном в XIX веке, потому что взгляд и художника, и обывателя того времени совершенно иной, чем у сегодняшнего зрителя.

 

 

Большая часть художников, которые выставлены из привезенной коллекции, - это те, кто уехал в эмиграцию, когда в стране 100 лет назад произошел октябрьский переворот. Не все из них выжили, многие просто не смогли пережить случившуюся трагедию, не смогли спастись физически от новой власти. Например, художница Мария Сидорова, которая не успела покинуть Россию, оставалась в забвении до самой смерти - у нее не было возможности ни выставляться на каких-либо вернисажах, ни писать картины, творить. Или не менее известный, чем Валентин Серов, потрясающий по силе таланта художник Борис Григорьев, который пешком, без ничего, попросту ушел по льду Финского залива, спасаясь от преследования нового режима, который многие его коллеги по цеху, как и он сам, изначально приняли за новый глоток воздуха. Это было на рубеже 1921-1922 годов.

 

 

К слову, то время и стало своеобразной границей, потому что изначально многие художники авангарда пытались быть полезными новой власти. И даже тот же Кандинский работал профессором во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Как и Малевич, и Шагал, и уже упомянутый Григорьев. Но когда наступил 1921 год, они стали понимать, что им не по пути, им невозможно ужиться с наступившими революционными порядками. Потому что тоталитарный режим не совместим ни с какими художественными экспериментами. И вот тогда большая волна художников - Ходасевич, Стравинский, Нижинский, Кандинский и многие другие деятели культуры, последовавшие их примеру, причем некоторые еще гораздо раньше, - устремилась в эмиграцию. В основном их приютом стал Париж, в котором, однако, повезло не всем.

 

 

Тем не менее русская творческая интеллигенция обогатила своим присутствием всю европейскую культуру XX века, и это считается абсолютным утверждением. Однако если говорить о вернисаже из США, о картинах из частных коллекций, значит, что эти работы были не только приобретены, но и спасены, сохранены для будущих потомков. В этом и состоит огромная ценность этой экспозиции. Конечно, мы сегодня далеки и от художников, выставленных в стенах Нацмузея, и от тех времен, когда они жили и творили, но благодаря этому художественному мостику любой, прикоснувшийся к находящемуся тут произведению, может с ними соединиться. Любопытно при этом повторяется преемственность и между самими мастерами. Как, например, работы Константина Коровина, который, повторим, является учеником Алексея Саврасова. А тот, в свою очередь, учился у самого Ильи Репина, повлиявшего на развитие целой живописной эпохи русской культуры.
Так что картины из американских коллекций - это очередной этап художественной жизни русских мастеров холста и красок, который принято называть простым и скупым словом “эмиграция”. Тех, у кого судьба оказалась, невзирая ни на что, сломанной и потерянной, тех художников, которые потеряли родину во всех смыслах слова. Потому-то выставленные произведения весьма ценны тем, и не только в денежном эквиваленте, что сохранились.
Кстати, Поль Серюзье, вернисаж картин которого сейчас проходит совсем рядом, в одном из залов Нацмузея, был знаком с этими русскими художниками, причем практически со всеми. И он многому учился у них. Чтобы стать тем, кем Серюзье является сегодня в глазах своих потомков, художником, работающим в технике постимпрессионизма и при этом отдающим дань такому направлению в искусстве, как символизм. На самом деле любая живопись, по словам искусствоведа Ольги Батуриной, просто-напросто лишь отражает время и человека.

Фото Радмира Фахрутдинова

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение