|
Ольга Шишанова В Казахстане, в рамках празднования дня рождения Астаны, впервые оказались представлены 48 жемчужин французской живописи XIX века - творчество легендарного Поля Гогена и его последователей из группы “Наби” - Поля Серюзье, Эмиля Бернара, Пьера Боннара и Мориса Дени. Организаторами мероприятия выступили МКС РК, КазНИИ МКС РК и объединение национальных музеев Франции “Гран-Пале”. О значимости вернисажа для столицы Казахстана своим мнением в эксклюзивном интервью с корреспондентом “НП” поделилась проект-менеджер объединения Ариан де Гернон
- Госпожа де Гернон, в чем заключается художественный посыл этого вернисажа? - Целью этой выставки является показать всем ценителям и любителям французского искусства творчество весьма известного художника Поля Серюзье, работами которого во Франции восхищаются. Через его произведения можно тесно познакомиться с его внутренним миром, с тем, как он воспринимал своих друзей, в окружении которых писал свои картины, в первую очередь - своего учителя и друга Поля Гогена. Вы откроете для себя также и легенды Бретани. В свое время это была земля кельтов, чем она просто восхищала Поля Серюзье. При посещении вернисажа я бы посоветовала всем обратить внимание на цветовые оттенки в работах этого мастера. Зеленый - это цвет лесов Бретани, серый - цвет гранитных камней в регионе, а лазурный - это цвет моря у побережья. Очень много в его картинах намеков на памятники средневековья этой области, что легко проследить, поскольку Бретань в то время еще не являлась французской. А значит, отличается от других регионов даже в современной Франции. Но кто знает, может, между этой областью и казахстанскими ландшафтами намного больше общего, чем кажется на первый взгляд?
- Расскажите о вашем участии в выставке “48 жемчужин французской живописи”... - Я являюсь руководителем этого проекта, работая очень давно и во Франции, и в других странах по организации подобных выставок. Тесно сотрудничаю с посольством Франции в Казахстане, в частности, с отделом культуры, представители которого обратились ко мне с просьбой организации экспозиции, которая бы представляла Францию в РК. После этого я задумалась о теме вернисажа и обратилась с этим вопросом к президенту комиссии Поля Серюзье, куратору выставки в Астане Каролин Бойл Тернер. - Но почему ваш выбор пал именно на этого художника? Пусть даже он совпадает по временным рамкам с Полем Гогеном, считающимся и вовсе мировой величиной в области живописного мастерства... - Вы знаете, первоначально мы думали о том, чтобы привести картины Мориса Дени. Это стало бы возможным, если бы закрыли местный музей, но спустя время оказалось, что его закрывать не будут, а значит, вернисаж Дени нужен в стенах этого музея. Нам пришлось поменять планы. Мы приступили к поискам подходящих картин и к выбору художественной личности, в итоге остановились на Поле Серюзье, тем более, как вы знаете, Алматы и бретанский Рен - это города-побратимы. Дружен этот город и с чешским городом-загадкой Брно. Мы с Каролин, кстати, тоже сотрудничаем вот уже два года, так что наши идеи тут совпали. - В чем, по вашему мнению, изюминка творчества этого мастера? - С художественной стороны интересно посмотреть на эволюцию его творчества. Например, одну из его первых работ, над которой Поль Серюзье работал шесть месяцев, он сделал еще до его знакомства с Полем Гогеном. Картина называется “Ткач”. Она выполнена в лучших традициях реалистической живописи. А вот если смотреть дальше - на его последующие работы, то после знакомства с Гогеном его письмо становится противоположно диаметральным. Абсолютно. И все это вы сможете увидеть на его картинах. Если раньше у него прослеживался академический стиль, то позже видны явные четкие очертания работы на плоскости. И все это - влияние Поля Гогена. - Какие фотографии с художником продемонстрируют зрителям? Несомненно, они очень интересны с исторической точки зрения... - Во-первых, это очень старые фотографии, которые сделал еще на синей бумаге фотограф и друг Поля Серюзье - Огюст Казалис, который к тому же был поэтом и специалистом по древневосточной словесности. Во-вторых, и название группы “Наби”, в которую входило еще несколько художников, помимо Серюзье, придумал как раз-таки он.
- Можно об этом подробнее? - “Наби” с древнееврейского переводится как “пророк”. Это название, повторю, предложил группе молодых художников Огюст Казалис, когда в 1888 году они впервые заговорили об общих художественных целях. Основатели группы - Поль Серюзье, Пьер Боннар, Жан Эдуар Вюйар и уже упомянутый Морис Дени верили в совершаемый ими переворот в искусстве, но к званию “пророков” относились со здоровой иронией. “Наби прекрасных икон” называли Мориса Дени, “Очень японским наби” - Боннара, “Еще более японским, чем японский наби” - Рансона, “Интимным наби” - Вюйара, а Серюзье - “Наби со сверкающей бородой”. Так что набиды признавали, скорее, мистическую роль художника как священника, посредника, раскрывающего невидимое. - Куда поедет экспозиция после Астаны? - Мы привезли коллекцию, которая нигде еще не выставляли. Вообще. Даже во Франции. Все эти работы были только в запасниках. И - да, мы хотели потом перевезти ее в Алматы, но пока, к сожалению, не могу дать положительного ответа на этот вопрос. Так что, скорее всего, выставка “Поль Серюзье и Бретань: волшебство легенд” поедет после Астаны в Японию - оттуда уже поступил запрос на ее демонстрацию.
Астана |