ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Сокровища Третьякова Культура

Ольга Шишанова
В Национальном музее РК продолжается выставка из знаменитой Третьяковской галереи, организованная в рамках 20-летия столицы совместными усилиями МКС РК и КазНИИ культуры. Своим мнением о вернисаже в эксклюзивном интервью с корреспондентом “НП” поделилась кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории и истории искусства Казахской национальной академии искусств имени Жургенова Ольга Батурина

- Ольга Владимировна, насколько востребована оказалась эта выставка?
- Я бы отметила такой момент, что в Астане подобные события происходят не первый год.
Например, в прошлом году к международной выставке “Астана ЭКСПО-2017” подготовили очень насыщенную культурную программу, в том числе привезли несколько роскошных экспозиций из Эрмитажа, “Запад-Восток”, удивительные картины Николая Рериха, живопись из частных коллекций. Я слежу за художественной жизнью в Астане и вижу, что она все больше развивается. Но вот такого события, как выставка из государственной Третьяковской галереи в Национальном музее РК, давно не было уже в пространстве, по крайней мере, нашего региона точно.
- Третьяковка уже бывала в Казахстане, правда, это событие случилось в 1987 году...
- Да, галерея привозила экспозицию с камертоном вернисажа - картиной Виктора Васнецова “Аленушка” - на выставку в Алматы. Но вот в новый музей, которому всего три года, решиться привезти столь программные произведения прославленных мастеров живописи прошлого века... Это, конечно, большой подарок Астане и большое доверие со стороны Третьяковской галереи. Потому что это выставка-событие, это выставка-праздник, в том числе и для самой Третьяковки. Ну а уж для художественной жизни Казахстана и вовсе трудно переоценить ее значение - полагаю, что на нее приехать могут даже из ближнего зарубежья, чтобы в полной мере насладиться выставленными произведениями.

 

alt

Фото из личного архива Ольги батуриной

 

- Представленные полотна - все шедевры, не случайно ее назвали “50 шедевров русского реализма”...
- Да, имеется в виду, что представлена русская реалистическая живопись. Но и казахская традиционная живописная школа также тесно связана с русской реалистической традицией. В экспозиции расположены картины начиная с конца XIX до конца ХХ века, то есть временной промежуток охватывает примерно столетие. Назову лишь несколько имен - Куприн, Кончаловский, Фальк и Коровин, которого, кстати, я бы назвала этаким “водоразделом”.
- Можно об этом подробнее?
- Один из самых замечательных художников рубежа XIX-XX веков - это Константин Коровин. Его картины - своеобразный вариант русского импрессионизма. Их отличают особая эмоциональность и душевная наполненность, потому что русских импрессионистов, в отличие от французских, всегда интересовал человек, а не только природа. Но все картины в экспозиции вроде узнаваемы, имена все знакомые, но в то же время есть несколько загадок. Это картины, которые могут стать истинным откровением. Например, в работе известного мастера Исаака Бродского “Опавшие листья” сквозит тончайшая интонация передачи времени года как состояния души. И открытая дверь как символ уходящего мира, который разрушается, уступая место новому. Но я считаю, что нет понятия “искусство”, а есть понятие “художник”. У каждого мастера своя история, своя судьба, но мы же привыкли все систематизировать, давать название эпохам - ренессанс, готика, романский стиль. А кто на самом деле проведет границу - где кончается готика и начинается ренессанс, как стилистическую, так и хронологическую? Никто, по большому счету. Потому что точно этого сделать нельзя.
- Тогда как связать это с историей? Ведь искусство отражает окружающую действительность.
- Не напрямую. Мне кажется, что художник - это своеобразный локатор, который не только интуитивно воспринимает время, но также его и передает. Именно поэтому живописец, да и любой мастер, работающий в другом виде и жанре искусства, никогда не может объяснить, почему он выбрал именно эту тему, эту композицию, этот цвет, поскольку у него рождается все это совершенно спонтанно. Хотя я понимаю, что есть разные художники - аналитики, эмоциональные или вот Клод Моне, которого называли художником-глазом, потому что он, оказывается, видел в 400 раз больше цветовых оттенков, чем обычный человек. Но Моне - пассивный художник, в то время как есть живописцы, которые интерпретируют окружающий мир, создают образ, пропуская все через себя, свои переживания и личное восприятие. Поэтому для меня любая живопись не есть иллюстрация какого-либо строя - идеологического, политического, а, напротив, очень далекая от всего этого вещь. Это абсолютная, по моему мнению, новая реальность, которая опирается на то, как все это изображает художник.
- На той же картине Исаака Бродского?
- Да. Это произведение, конечно, о былом, об уходящей прошлой жизни, которую не вернуть, о тоске, одиночестве и об отчаянии. Но, повторюсь, по моему мнению, она не имеет отношения к режиму, политике. Я думаю, что это личное ощущение художника, отражение его внутреннего состояния. И наложенные краски - отражение его сердца и души, а еще - свободы. Потому что художник всегда свободен внутренне.
- Зато, наверное, противоположна ей картина Константина Юона “Раскрытое окно. Лигачево”?
- Очень. Причем обратите внимание на год создания картины - 1947-й. Самое тяжелое время по окончании Великой Отечественной войны, кругом разруха, надежды почти никакой. А тут - совершенно иной взгляд мастера, устремленность в будущее, молодая зелень того самого майского оттенка зарождения новой жизни, и живопись как нечто такое, что может помочь облегчить восприятие окружающей действительности непростого послевоенного времени. Честно говоря, я даже при этом не представляю, что было бы там изображено, если бы в то время жили и творили современные художники, которые постоянно показывают нам сплошь и рядом негативное восприятие действительности. Но ведь это не совсем правильно, чтобы с картин лился один негатив, а для советских художников того времени это и вовсе было неприемлемым.


Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение