|
Ольга Шишанова В Национальном музее РК проходит выставка “Произведения братьев Ходжиковых”, приуроченная к Дню памяти жертв политических репрессий
Вернисаж организовали в память представителей творческой интеллигенции Казахстана, которые оставили след в истории отечественной культуры, в числе которых оказался и один из братьев Ходжиковых. Кроме того, в экспозиции представили картины из частной коллекции Ходжи Ахмета, Кулахмета и Латипы Ходжиковых, посвященные национальной тематике, отражающей богатую историю, казахский эпос, быт и культуру казахского народа. Так что представленная выставка - это лишь отдельные страницы истории, как трагической, так и той, которую обязано знать и чтить подрастающее поколение. Если говорить о Ходже Ахмете Ходжикове, который был старшим из братьев, то он получил профессиональное художественное образование в Москве, его считали первым казахстанским талантливым художником-графиком, который, кроме всего прочего, рисовал политические плакаты. В 1930-1938 годах он создал десятки карикатур на злободневные темы, которые печатали в газетах “Енбекши казах” и “Советская степь”. Это повлекло за собой репрессии. Отсидев шесть лет в лагере за полярным кругом, он вышел на свободу тяжело больным, прожил очень короткую жизнь (всего 43 года) и не успел реализовать свой богатый творческий потенциал. В основном художник рисовал на бытовые, политические и исторические темы. Оформлял он и литературные произведения, детские книжки, иллюстрировал исторические романы и казахский эпос. И даже работал декоратором на студии. Но все-таки наибольший интерес представляют его картины по темам национальной тематики, отражающие жизнь простых сельчан и колхозников. Несмотря ни на что, в его ярких живописных полотнах мастерски переданы солнечное настроение и радость бытия.
Что касается Кулахмета Ходжикова, то именно он провел подготовительный период художественного оформления фильма “Кыз-Жибек”, но отвлеченный другой, более срочной работой, передал эскизы замечательной художнице Гульфайрус Исмаиловой, осуществившей всю остальную, огромной сложности работу по оформлению этой исторической картины. Хотя легенда о “степных Ромео и Джульетте” всю жизнь волновала воображение младшего брата Ходжикова, и он долгие годы по крупицам собирал материалы уходящей старины. Да и сам он был как отражение многолетнего накопленного опыта, поиска изобразительной конкретики, выработки исторических и творческих концепций, как зеркало духовных тягостей и радостей. Чего только ни встретишь среди его записей, бумаг, зарисовок и документов, собранных им за многие годы... Это фотоснимки музейных экспонатов, где в отдельные тетради занесены из разнообразных источников сведения об одежде кочевников, архитектуре памятников старины, обычаях захоронения предков, убранстве юрты, жизни древних городов. Папки. Множество папок. Скопище знаний о знаменитом мавзолее Ходжи Ахмеда Ясави, мамлюке Бейбарсе, ставшем царем Египта, туркестанском восстании 1916 года, батыре казахской степи Ходже Мукане, воспоминания детства, записанные со слов стариков и родителей рассказы, собранные воедино казахские легенды и сказания... То есть та огромная исследовательская работа, которая в нужный момент оборачивалась для него точностью беглого эскиза. Мало кто осмелится оспаривать его эрудицию и в области национального быта. Пример тому - фильм “Алдар-Косе” Шакена Айманова, где Кулахмет вместе с Сахи Романовым были художниками-постановщиками. Им пришлось воссоздать огромный пласт времени, в которое предположительно существовал герой - острослов и весельчак Алдар-Косе. При этом одним из ударных эпизодов картины был Туркестанский базар, собиравшийся когда-то у мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави. В пору съемок этот ценный памятник древности еще не начинал реставрироваться, его окружали пустыри и глинобитные строения позднего наслоения. И сколько исторической прозорливости, досконального знания архитектуры обнаружил Ходжиков, чтобы воссоздать далекую эпоху с ее атмосферой, оживленным настроением, пестротой торгового люда...
Художник по призванию, Кулахмет был влюблен в народное искусство и очень много работал над костюмами казахов. Чтобы создать какой-то эскиз, он досконально изучал все, что могло относиться к той или иной эпохе. Делал это с документальной тщательностью - копировал нужные образцы из книг, ездил по Казахстану и встречался с мастерами, бывал на месте будущих раскопок Отрара. Еще археологов там не было, а он уже проводил свои исследования, зарисовывал обнаруженные им артефакты. Делал все так потому, что в свое время этим столь же тщательно занимался его отец Конгыр-Ходжа. И, наконец, Латифа Ходжикова, которая также является во многом знаковой фигурой в казахстанском искусстве. И не только потому, что она была первой женщиной-казашкой - профессиональным театральным художником, тонким знатоком национального костюма и орнаментального искусства казахов, мастерицей создавать нарядные юрты и ковры ручной работы, которым рукоплескали ценители искусства на выставках Лондона, Парижа, Москвы и Лос-Анджелеса. А еще и потому, что ее творчество отличалось многогранностью: национальная одежда, орнаментика, юрта и ее оформление. Но особое место в ее творчестве занимали театральные костюмы и аксессуары. Каждый фильм для нее был своеобразным художественным этапом, толикой опыта. Однако, в какой бы эпохе, обстановке, времени ни обживался художник, считала Латипа, он всегда должен был помнить, что корни национальной культуры восходят к древности, к истории его народа.
Астана |