|
Ольга Шишанова Художник - это настоящая, нужная профессия не только самому мастеру, но и его зрителю. Так считает профессор кафедры живописи Геймран Баймуханов. А мастерская художника - это храм, где происходит чудо. Холсты с незавершенными работами, наброски, эскизы, запах краски и картины... Те картины, что побывали на всевозможных выставках и оставили неизгладимый след в душах своих почитателей. Вот и в святая святых профессора Баймуханова всегда царили творческий беспорядок и тишина, а в воздухе всегда витал запах краски. Стены высокого помещения от пола до потолка заполнены картинами, созданными им в разные периоды творческой деятельности. На столе с эскизами - портрет жены. Рядом - мольберт с незаконченной работой. Сам Геймран Баймуханов окончил художественно-графический факультет Омского педагогического института (сегодня это факультет искусств Омского педагогического университета) и теперь работает в должности профессора кафедры академической живописи и рисунка. Произведения художника находятся в Омском областном музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, а также в городском музее “Искусство Омска”. В свое время ему преподавали живопись и рисунок профессора Станислав Кондратьевич Белов и Михаил Исаакович Слободин, но после окончания вуза пришлось шесть лет побыть свободным художником. Сегодня он собеседник “НП”
- Геймран, ваши работы впечатляют. Но как рождаются ваши образы? - Как правило, любые образы в картинах возникают случайно, спонтанно. На это могут повлиять мои впечатления от увиденного, путешествия, сильные эмоции. Даже не знаю, что завтра буду писать. Строишь планы, ездишь на пленэры, делаешь эскизы, а потом какие-то ассоциации... и рождается картина. - Что есть для вас готовая картина, является ли она источником вдохновения? - Художник всегда должен быть в работе, в поиске идей, впечатлений. Это же профессия, как я уже сказал. Например, съездил я на пленэр на Кавказ. Написал одну картину, теперь понимаю, что хочу сделать уже целую серию работ по Грузии. О Казахстане тоже есть работы, но, к сожалению, их мало. Дважды я был на юге, пишется трудно, тема сложная, но желание есть, для этого мне надо пожить в Казахстане, чтобы передать все тонкости земли казахской.
- У каждого художника свой узнаваемый стиль написания, а как долго вы искали себя? - От себя не убежишь. Получая профессиональное образование, знакомишься с творчеством, стилем разных художников, сам растешь. Свой стиль я не находил, просто писал. Само собой получилось, или, скорее всего, мой стиль был заложен самой природой, происхождением, воспитанием. Ведь есть люди, которые ищут себя и не могут найти, а мне повезло. - Трудно ли было вступить в Союз художников? - Да, действительно, в свое время было трудно попасть в Союз художников. Не мог я просто взять и открыть дверь туда. Брал работы, приходил и... уходил, потому что считал себя не готовым. Отношение к искусству было трепетное. В комиссии сидели мэтры своего дела, классики. Казалось, что мне еще нужно учиться, больше совершенствоваться, чтобы быть достойным звания художника. А вот сегодня молодежь почему-то быстро вступает в Союз художников, их, как говорится, пачками берут. - Много ли пишете для себя, для души? И какую из своих картин считаете особенной? - Пишу много. Все картины дороги, связаны с какими-то воспоминаниями, впечатлениями. Есть такие работы: смотришь, любуешься, честно - нравятся, но потом появляются другие работы, и уже эти отходят на второй план. Но есть одна работа - “Большие деревья”, на ней изображен мой сын. Вот именно ее я хочу оставить в семье, подарить сыну, чтобы она не ушла в частные коллекции или музеи.
- Известно, что ваш сын тоже в творческой профессии. Чем он занимается? - Мой сын Мейрам Баймуханов окончил Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Он скульптор, живет и работает в Санкт-Петербурге. Но сейчас трудится над одним проектом в Астане. Кстати, его часто приглашают в Астану и Алматы для сотрудничества. - Как вы относитесь к своим работам? - Повторю, что к своим работам я отношусь очень трепетно. Бывает, что после выставок покупают картины, а сюжет дорог мне, тогда я пишу его заново, уже для себя. - Над какими проектами планируете поработать, кроме цикла о Грузии? Какие выставки предстоят у вас с вашими работами? - Планирую закончить все старые произведения, их у меня накопилось предостаточно. Вот, например, картина “Подсолнухи”. Среди подсолнухов люди копошатся, как насекомые. Жизнь бурлит во всех красках. В последнее время понравилось работать и с темперой, акрилом на бумаге и картоне, чем и занимаюсь дома. Есть работы, которым больше 10 лет, периодически тоже к ним возвращаюсь. Хочу съездить на Алтай. Нравится мне работать именно там. А пока мои картины уехали на Всесибирскую выставку в Новокузнецк. В скором будущем приглашают и на выставку в Алматы.
- Что бы вы пожелали начинающим художникам? - Если выбрали эту профессию, то в ней надо работать над собой, самосовершенствоваться и, конечно, больше писать. Каждый день.
Астана |