Ольга Шишанова Весенний сезон в столичной галерее искусств “Хас Санат” открылся десятью фотоработами, представленными вниманию зрителей. Cъемки проходили в Алматы, Алматинской области и на озере Балхаш в течение двух месяцев силами креативной команды
Авторы решили показать, что может случиться с нашей планетой, если мы не начнем заботиться о ней сейчас, и задались вопросом, какое будущее нас ждет. Какой вклад вносит в созидание или разрушение каждый человек? Специально для проекта создали уникальные костюмы и грим, а фотогерои попытались передать единение человека и природы, попутно показав последствия загрязнения окружающей среды. Как рассказала фотограф и один из инициаторов проекта Любовь Мамаева, осенью прошлого года эта экспозиция с большим успехом уже экспонировалась в Алматы, “теперь же мы готовы показать свои работы столичной публике - очень хочется поделиться этим проектом, чтобы его увидело максимальное количество людей. Возможно, он найдет отклик в душах зрителей”. Кроме нее вернисаж представили стилист-костюмер Татьяна Кузовлева и гример Дилора Эшанкулова, а также видеограф Илья Мартынов. Однако в противовес им притягивает к себе серия графических и живописных работ “Горы” автора Меруерт Темирбековой. По ее мнению, горы - символ вечности и неприкосновенности - должны помочь человеку справиться с наступающим Апокалипсисом. “Именно гора заставляет человека поднять голову вверх, остановиться, вдохнуть свежего воздуха и задуматься над своими действиями и поступками. Потому как горы дают возможность человеку ощутить их величие и силу, вдохновляя тем самым меняться в лучшую сторону, быть более гуманными и духовно чистыми”, - уверена художница. Однако и у нее главные герои - горные вершины - выполнены в карминно-коричневых цветах, в тон общей экспозиции.
В то время как работы Елены Сугралиновой ориентированы на то, чтобы показать нечто совершенно противоположное этому концепту, а именно “глаза - эмоции”. По мнению этого мастера, идея воплощения нынешнего вернисажа в том, что “в нашем черно-белом мире лишь глаза дают возможность не только различать краски и оттенки, но передавать свои чувства через взгляд”. Впрочем, у арт-критиков свой взгляд на проблему и на представленные работы. Точно так же, как у Ардак Юсуповой, которая рассуждает не только о представленных произведениях, но и вообще о том, что же обозначает слово “экология” в сегодняшнем обиходе. По ее мнению, сегодня слово “экология” используется не только в своем прямом значении. Оно применимо к среде обитания человека и живых организмов в биологическом смысле, но все больше это слово применяется в различных значениях, обозначающих разные аспекты жизни человека. “Здесь границы смыслов и значений этого понятия широко раздвигаются, включая все мыслимые сферы человеческого существования - и здоровье, и вопросы безопасности, вплоть до выживания человека как вида, сложные социально-политические и культурные аспекты, отношения людей”, - считает кандидат искусствоведения.
Наверное, поэтому лучшие работы участников весеннего салона отражают, полагает Юсупова, именно самые сложные значения, поднимают самые серьезные вопросы, в то время как интерпретации и постановка проблем в произведениях, как и сами работы участников, очень разные. Например, в экслибрисе Cognitio rerum Светланы Дмитриевой она видит ни больше, ни меньше, а фигуру мыслителя. Поскольку перевод латинской пословицы в названии - ключ к пониманию работы Светланы - может быть в двух вариантах: общепринятый “Познание мира” и, если переводить буквально, “Алчущий познания”.
Сильное впечатление, по ее мнению, должен оставить эко-арт-проект “Я - земля” Любавы Мамедовой. Где главное выразительное средство этого автора - разительный контраст между способом воплощения идей и особенностями выбранных медиа, между достоверностью, одномоментностью фотографии и продуманной практически со сценографической сложностью композицией. Между тем можно отметить, что все работы, представленные для участия в V весеннем салоне, выдержали заданную тему и концепцию, тогда как главной целью его проведения в галерее искусств “Хас Санат” по-прежнему явилась поддержка творчества молодых художников, которым предоставили площадкау вкупе с реальной возможностью заявить о себе и о своем творческом видении.
Астана |