|
Ольга Шишанова В Национальном музее РК при содействии управления культуры акимата Костанайской области проходит выставка художника Георгия Сокова под названием “Поэтизация обыденности”, на которой представлена серия его акварельных работ “Кустанайские базары”, создаваемая на протяжении трех десятков лет
Георгий Соков родом из Костаная, он член Союза художников РК, который предпочитает работать в самых различных техниках - например, в живописи маслом, а в графике он создает эстампы и линогравюры. Но не только, поскольку Георгий известен еще как книжный иллюстратор и театральный художник. Нынешние его листы передают бытовые сюжеты городских и общественных пространств, особенно мастеру удается передавать атмосферу городских базаров. По мнению самого автора, базар, как лакмусовая бумага, во многом проявляет характерные особенности времени, собирая воедино пеструю толпу, охваченную повседневными заботами. Здесь можно встретить старых друзей и давних знакомых, услышать последние новости, узнать секреты житейской мудрости и даже излить кому-нибудь душу. Так и Георгий Соков в каждой работе создает своего героя, вокруг которого разворачивается мимолетная история. Художник передает ощущение бойкого мира, живущего по своим канонам, в котором все дышит и бурлит. Ну а образ родного города - Костаная, представленный художником практически на всех его ярких палитрах, ироничен и добр. Собственно, как и все остальные произведения художника, которым свойственны высокая культура исполнения, причудливая фантазия и экспрессивная выразительность.
Сам художник рассказывает, что свою первую работу он создал еще в 1976 году, итоговую - в 2017 году. “Работаю я сериями. Эта серия, которую я представляю вашему вниманию, самая длительная. Чем дольше длилась серия, тем интереснее мне было попадать в разные временные ситуации и наблюдать за тем, как меняются базары города. Я выбрал тему базаров, так как считал, что эта тема очень яркая, актуальная по колоритам и образам. Однако Союз художников не сразу принял мои работы, и шел я к этому постепенно”, - поделился Георгий Соков. На вопрос, почему у него так мало пейзажей, художник улыбается и говорит, что за всю жизнь написал не больше пяти больших картин природы, да и те по заказу. “Но это не мое, а вот пленэр позволял изобразить небольшие этюды за 10-15 минут, тогда как 20 минут - это, оказывается, уже много”. В такие моменты у художника включались острота впечатления, вкус. Привлекал, по его словам, еще и сам процесс работы на природе, потому что за короткое время он успевал создать несколько эскизов, ведь вокруг все так быстро менялось. “Мне было очень легко достать работы и потом вспомнить какие-то моменты, - продолжает Георгий Михайлович, - ведь маленький формат позволяет облегчить процесс. На пленэр обычно нужно вывозить много инструментов, а тут - нарисовал, положил в карман и пошел дальше. Вот так с полсотни этюдов и собрал. Мест, куда я бы возвращался и писал снова, нет. Да и кажется, что место одно и то же, но по освещению всегда разное, хотя то же самое. Далеко ходить не надо, вон к Тоболу достаточно выйти”. А ведь его родители пророчили ему карьеру биолога или зоолога. Но он выбрал собственный путь - художника. И не ошибся. Всю свою жизнь он посвятил искусству и оставил частичку своей души - картинами - во многих странах мира. Сегодня мастер широко известен как в Костанайской области, так и далеко за ее пределами. Талант Сокова трудно переоценить, как и его вклад в изобразительное искусство. Это подтверждает и сам художник: “Еще в школе на меня обратил внимание наш учитель рисования и черчения Александр Никифоров, который и пригласил меня в свою мастерскую, где я уже на более серьезном уровне начал заниматься изобразительным искусством”. Вот тогда-то, в 15 лет, Георгий и стал подумывать о том, чтобы пойти по пути искусства. Правда, с первого раза поступить в институт ему не удалось, и тогда с подачи Никифорова он стал работать в областном русском театре художником-декоратором. Кстати, это и подтолкнуло его к дальнейшему выбору специальности.
А еще Соков верит в магию картин. По его словам, каждое произведение пропитано энергетикой, которая оказывает определенное влияние на человека. И здесь многое зависит от художника, от того, с каким настроением он его пишет, или же как он относится к тому, что рисует. “Когда художник изображает то, что его не волнует, обязательно ерунда какая-то получится, но жизнь устроена так, что избежать этого невозможно, и картине это тоже передается...” - утверждает мастер. И самое интересное, что Георгий Михайлович не любит говорить о будущем, хотя ему в этом году уже 77 лет. “Нет у меня никаких планов, - смеется художник, - у меня каждый день - это мое будущее. Правда, раньше у меня была задумка сделать серию работ. Часть я сделал, они сегодня и выставлены в Национальном музее. А сейчас планов не строю и тем более о них не заявляю. Надо просто работать столько, сколько Бог даст, и все”. Но художник все равно по-прежнему будто соревнуется с самим собой, пусть и давно найдя свой уникальный почерк...
Астана |