|
Мария Коленко Весна культурной южной столицы началась с представленной Aspan Gallery персональной выставки известного казахстанского художника Александра Угая. Удивительно, что, хотя автор имеет широкую известность за рубежом, принимает участие в музейных выставках и биеннале по всему миру, включая выставки в нью-йоркском New Museum и парижском Центре Жоржа Помпиду, в Центральной Азии у него первый сольный показ - выставка “Топология образа”. Подробнее о работах Александра Угая, представленных в экспозиции, и о том, как они создавались, - в эксклюзивном интервью “НП”
- Александр, ваша персональная выставка впервые проходит в Центральной Азии в городе Алматы. Поражает временной период представленных экспонатов - с 1990-го по 2018 год. Почему алматинцы знакомятся с богатой палитрой вашего творчества только сейчас? Вы готовили что-то особенное? - Сложно сказать... Всегда есть ряд факторов, не зависящих от наших желаний и возможностей. В целом алматинские, казахстанские зрители так или иначе знакомы с моими работами по предыдущим коллективным выставкам, но действительно фрагментарно, эпизодами. Для меня персональная выставка как форма высказывания это не только большая ответственность, но определенное и не совсем стабильное состояние. Большая удача, что оно совпало с возможностями, местом и временем. В экспозиции представлены работы разных лет, связанные с интересом к образу и его медиальности. Не думаю, что это что-то особенное, но это ключевые аспекты в моей работе.
- Как родилось название выставки? - Название выставки описывает основной момент в структуре образа, который всегда расщеплен на несколько частей, но, с другой стороны, стремится к целостности и непрерывности. И этот процесс, как правило, не всегда очевидный, на мой взгляд, так или иначе отражен в представленных работах. - Ваши работы имеют ностальгическую нотку. О чем вы скучаете? - Есть обращение к памяти и фрагментарно к истории, но ностальгии или скуки в этом нет. Взгляд на прошлое - это в первую очередь поиск или осмысление события, некой точки, от которой “произрастают” время и мир. - Александр, вы были в составе бишкекской арт-группы “Бронепоезд”. Расскажите об этом периоде и о том, что вы тогда создавали. - Группа возникла после выставки “Запасный выход” в Бишеке в 1999 году. Изначально в ней участвовали семь художников, но в группу вошли два - собственно Роман Маскалев и я, позже к нам присоединилась Ира Деккер. Мы снимали фильмы на кинопленку. Сейчас это, мягко говоря, устаревший формат, да и тогда он уже был таким. Нас интересовала технология и тот шлейф или аура смыслов и образов, которые могли содержать и транслировать только эти форматы. Так у нас родилось понятие кинообъекта. В какой-то момент мы разъехались по разным странам, после чего группа распалась. - Как вам пришла идея создать серию оптических объектов обскуратоны? - Идея возникла на основе наблюдения того, что фотографический образ - не важно, цифровой или аналоговый - разделен на части. Например, у нас есть фотоснимок, но нет объекта (того, что изображено), или же у нас есть и снимок, и объект, но нет места (того пространства, где находился и объект, и камера). Обскуратон, пусть и опосредованно, дает нам эту целостность, и, более того, в сумме трех частей мы получаем четвертый элемент, когда образ внутренний непосредственно перетекает в образ внешний, образуя тем самым иную пространственно-визуальную ситуацию.
- Объясните ваш выбор цветовой палитры в работах. - В палитре черный цвет несет основное значение, поскольку, во-первых, погружает взгляд в тревожное и пограничное состояние между “вижу - не вижу” а во-вторых, темнота есть одно из главных условий возникновения образа в целом и фотографического изображения в частности. - Расскажите о себе. Откуда вы, где учились, как стали художником. - Я родился в Кызылорде. В девяностых учился в мореходном училище в Санкт-Петербурге, где и начал заниматься фотографией. Затем окончил Кыргызский государственный университет, последняя альма-матер - это магистратура Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова. Как стал художником, сказать сложно, всегда были моменты, которые вызывали тревогу или странный интерес, и художественная практика оказалась наиболее точной формой отношения к таким ситуациям. - Интересны работы в фотопроекте “Анонимный архив”, где вы увеличиваете фрагмент снимка, находящийся на заднем плане. Как появилась идея сделать такую серию? Что вы хотели сказать этим увеличением? - Название работы частично раскрывает ее смысл. Фотографии сами по себе найдены на улице или другим случайным образом, и мне не известно, кто изображен на снимках и кто является автором этих фотографий, но по неким общим признакам можно определить эпоху и место. По мере накопления таких артефактов возникает анонимный архив изображений, из которого в дальнейшем периферийное, по сути, случайно попавшее в любительский кадр, извлекается в качестве главного объекта рассмотрения. Почему? Потому что этот фрагмент становится прообразом памяти аффективной (не принадлежащей кому-то конкретно), поскольку уже не содержит явных признаков эпохи и не принадлежит опыту или воспоминанию конкретного человека. Таким образом только через любительскую, случайную фотографию можно последовательно проявить три слоя памяти: коллективную, индивидуальную и аффективную.
- Представят ли выставку “Топология образа” в других городах Казахстана? За рубежом? - Трудно сказать сейчас, но мне бы очень хотелось, чтобы ее увидели в других городах Казахстана.
Автор благодарит за помощь в подготовке материала PR-координатора выставки современного искусства Aspan Gallery Дарью Кубееву. |