|
Ольга Шишанова В Национальном музее РК проходит выставка “Круговорот”, которая рассказывает о творчестве современного художника, графика, живописца и иллюстратора из России Петра Фролова. На ней представлен проект мастера “Азбука” - 41 лист и изданная по нему книга с сотнями любопытных деталей на каждую букву. Это также новые серии автора Landmark, “Петербург дворцовый” и серии прошлых лет: “Сбежавшие предметы”, “Охота и зимние праздники”, “Дамы путешествия” и “Времена года”. Плюс полная коллекция керамики Петра Фролова и в полном объеме во всех оттенках - платки от Passe Partout Frolov
“Катится, бренча посудой, по лавандовым полям Прованса вело-кухня, а над кастрюлей с омаром клубится пар, в духовке подрумянивается цесарка. Фазан-Дворецкий тащит утренний Ситроен с сырами. Башня Эйфелева лупит туфелькой по тумблеру конвейера, дабы отправить Башне Спасской матрешки с парфюмом. Сбежавшие предметы: чашки, расчески, поварешки, будильник, трости, телефон водят хороводы с гусями и котами. Зайцы-задиры носятся друг за дружкой по кругу, на заснеженных берегах Эльбы. Голубь-метрдотель дирижирует свадьбой бутылок, дворник-динозавр метет Дворцовую площадь, а дракон-ди-джей царапает винил. Поскрипывает подъемник на цепной тяге, что установлен на Нарышкином бастионе, затаскивает на почтовый аэростат, барражирующий над Петропавловской крепостью, рождественские валенки с подарками. Над зимней Невой парят воздушные шары, везут в гондолах-яйцах Фаберже петербуржских модниц на бал. На замерзшей Фонтанке, у Инженерного замка, мопсы азартно режутся в дворцовый брумболл. Чемоданы с воспоминаниями, испещренные наклейками со всего света, покачиваются на багажной ленте и вот-вот снова разлетятся по миру...”.
И все это лишь малая часть, лишь некоторые шестеренки Фроловского мира, закрученного волшебной спиралью на большой отчетной выставке “Круговорот”. Что же касается “Азбуки”, то художник нарисовал ее для того, чтобы дети могли играть, бесконечно рассматривая удивительные иллюстрации, сочинять тысячи небылиц, вместе с героями книги оказываясь то на футбольном матче, то в городе Амстердаме, то в заколдованном лесу, то в спальне принцессы. А то и на борту корабля или среди небоскребов, возле русской печки или на улочках средневекового города. Азбука-загадка, азбука-квест - это путь длиной в 33 буквы, который так интересно и самому пройти вместе с ребенком, считает художник.
- А вдруг, взяв в руки мою “Азбуку”, вы откроете ту самую потайную дверцу, которая приведет вас в волшебный мир зазеркалья? Где сказочные акробаты танцуют на арбузах, сжимая в руках аэроплан, где абрикосы растут прямо на голове у аиста, который держит в клюве арахис, осторожно ступая по анютиным глазкам. Где бабочка, подпоясанная бантом, с биноклем и бубенцами летит над башнями, буфетами и банками варенья и развешанным белым бельем, и будильниками, и беседками, бульдогами и барабанами, - смеется мастер. Он родился в Ленинграде в марте 1974 года, а уже в шесть лет поступил в школу детского творчества при Эрмитаже. Затем - в среднюю художественную школу имени Иогансона при Академии художеств, где наряду с обычной программой преподавали живопись, рисунок и композицию. А уже свою взрослую жизнь начинал совершенно прозаично. - Я устроился на работу в Русский музей грузчиком. И вначале очень трепетно относился к перетаскиваемым мной картинам, считал, что приобщаюсь к великому искусству. Потом привык, зачерствел и уже особо не разбирал, что я несу - шедевр или просто холст в тяжелой раме, - рассказывал художник. Так, работая грузчиком-такелажником в Русском музее с 1989 по 1991-й, он тем не менее сам много писал, брал частные уроки у художницы Валентины Герасимовой. И уже в 1991 году Петр Фролов занимается иллюстрациями к “Блуждающим звездам” Шолом Алейхема и к роману Сэллинджера “Над пропастью во ржи”. Впервые выезжает с выставкой в США, потом - в Париж, где и остается. Пытается поступить в институт пластических искусств при центре Жоржа Помпиду. Изучает французский в школе “Альянс Франсэз”, но из-за сложностей с документами Фролов в институт не поступает и полгода работает садовником в предместьях Парижа. В саду одного из клиентов, в старой теплице, ему удается оборудовать мастерскую, где он много пишет с натуры, а затем на три месяца уезжает с выставкой в Осло.
Но, говоря о самых ярких впечатлениях, художник все-таки вспоминает детство: “Мне было 12 лет, когда я недавно поступил в художественную школу. В то время я “болел” Достоевским. После занятий я запихивал в большую холщевую сумку-торбу альбом для рисования, карандаши и ехал в район Сенной площади. Изображая Раскольникова, я шаркал по набережным и переулкам, но уже в те годы я был толстым, крепким и румяным, и потому с худым изможденным Раскольниковым сходство было весьма относительно. Из окон грязных питерских подъездов я рисовал дворы-колодцы, читал таблички с фамилиями под звонками коммунальных квартир, считал шаги от дворницкой, где Раскольников украл топор, до дома старухи процентщицы. А больше всего любил чердаки и крыши старого города. И однажды я нашел там клад - маленький старинный саквояж: пыльный, тертой кожи, к ручке привязана бумажная бирка с чем-то нечитаемым. Я понял, саквояж волшебный, стоило мне его открыть, как я начинал представлять самые несуразные вещи, сказочные страны, немыслимые одежды, ожившие предметы”. С тех пор прошло три десятка лет, но и сейчас если у Петра нет вдохновения, не складывается картина, он говорит, что отщелкивает замочки саквояжа и...
Астана |