|
Предновогодние чудеса
В галерее “ART-21” открылась выставка творческих работ шымкентского художника Рамиля Ахмаева.
Зима не торопится засыпать нас небесными хлопьями, а новогодние праздники буквально на носу. Южный Казахстан по сей день сохраняет теплую температуру воздуха, и даже ивы над водоемами, перепутав время года, пустили желтенькие почки, которые вот-вот перерастут в зелененький наряд. Где-то расцвели цветы, и о присутствии зимнего времени напоминают лишь украшенные витрины магазинов и новогодние елки возле крупных торговых центров. Но еще за зимушку-красавицу трудится местный живописец Рамиль Ахмаев, организовавший выставку в частной галерее “ART-21”.
Маэстро теплых - летних, весенних, осенних - городских пейзажей на этот раз отказал себе в праздничной палитре и расписался на десятках новых холстов красками холодных ветров, снежных насыпей и заледеневших лужиц. Вся его новая экспозиция составлена из работ, посвященных самому морозному времени года. Вдохновила художника на тему зимы его личная поездка на лыжную базу. Там он впервые почувствовал особенный драйв, делая виражи по снежным склонам тянь-шаньских гор. Было это в минувшем месяце - марте, когда грех было не воспользоваться последней роскошью южного снега. Рамилю тогда, по его признанию, захотелось продолжения своих новых зимних впечатлений. Исполнить такое желание могли только краски. Так зима поселилась на холстах.
Но на полотнах нет горных пейзажей и проворных лыжников, бороздящих снежные пространства. В багетах вновь разместился любимый город Шымкент, слегка унылый, немножко тоскующий, слякотный, но по-домашнему уютный в свете окон квартир. Таким его изображает Рамиль на каждом холсте. Люди и машины, дома и тротуары, деревья и фонари написаны так, словно за ними есть некая золотистая подсветка. Именно она придает тот человеческий душевный комфорт, который угадывается сквозь поникнувший зимний пейзаж.
Вообще это находка автора - не показывать в иных своих работах человека, но сквозь его душу и восприятие окружающего пространства говорить о теплых чувствах. Смотришь на картины - и город, будто преображенный и святой, становится ближе и роднее. Пожалуй, еще никто с такой любовью не писал Шымкент, его старые улочки, современные высотные здания, проулки, перекрестки и просторные проспекты.
В Алматы в похожем стиле работает лишь Люй-Ко, который также крепко привязан к судьбе города и любовь свою к нему выражает при помощи кисти и масляных красок. Это наши казахстанские хронографы, мастерский почерк которых, наверное, оценят еще больше только спустя годы, когда с лица уютных городов исчезнет та энергетика, которая питает уставшие сердца суетливых горожан.
Но вернемся к зиме - это она сейчас должна править свой бал. И еще - к наступлению нового года. По восточному календарю к нам приближается Год желтого быка. Отметим этот момент лишь к тому, чтобы задать еще одну увертюру к талантам Рамиля Ахмаева.
Дело в том, что в данной экспозиции особым ярким пятном выделяется среди всех пейзажных шедевров холст с изображением бычка. Животное у художника получилось какое-то необычное, слегка подуставшее и немного даже печальное. Он появился из темного пятна, которое Рамилю пришло в воображении. Этот образ вышел из-под сознания и превратился сам собой в правителя следующего года.
Темную цветовую атмосферу быка на переднем плане разрывает и меняет крупное рваное бардовое пятно, небрежно брошенное позади него. Этот контраст цвета меняет настроение работы и придает ей мощный эмоциональный настрой. Мимо не пройдешь - обязательно остановишься и станешь размышлять. Но этого можно и не делать, а лишь отметить, что в Рамиле просыпается еще и очень экспрессивный творец, способный на провокации. Это изменение в стиле художника - момент неожиданный для тех, кто его знает много лет.
Так что еще неизвестно, чем удивит художник в следующий раз. А пока художественная зима в городе во главе с главным персонажем наступающего года воздействует на наше настроение, предвещая грядущее творческое и чувственное.
Ольга Зорина
Исторический пейзаж
На прошлой неделе в Алматы в Центральном государственном музее Республики Казахстан состоялось открытие выставки художника Аркадия Горбатова (1937 - 2006). Вниманию посетителей представлено 45 живописных и графических работ автора.
Творчество Аркадия Горбатова неотрывно связано с древней культурой человека, начиная от палеолита и заканчивая поздним средневековьем. Вместе с геологами и археологами художник побывал в экспедициях во многих красивейших регионах Казахстана: от гор Чингизтау до Каспийского моря. Многие годы он изучал уникальные петроглифы, ему принадлежит авторство снятых многочисленных копий наскальных изображений, которые послужили основой для живописных и графических произведений “Металл и глина”, серия “Мастера Отрара”, “Амазонки долины Теректы”, “Наскальные изображения реки Или”, “Вечернее солнце. Баянаул”, “Средневековый город. По мотивам фресок Мынгистау”.
Аркадий Горбатов в своих поисках старался глубже проникнуть в историю, изучал прошлое кочевых цивилизаций, осмысливал культурное наследие. Автор часто говорил, что его творческой лабораторией, его “академией” стала казахская степь, кочевые племена, которые принесли в мир не только звон оружия и топот копыт.
Аркадий Горбатов родился в городе Уфе. Окончил Алматинское художественное училище в 1959 году. Участник республиканских и всесоюзных выставок. Работы художника находятся в Центральном государственном музее РК, Государственном музее искусств имени А.Кастеева, музеях Атырау, Балхаша, Аркалыка, в частных коллекциях в России, Германии, Турции и Франции.
Василина Воркова |