ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Медленно, но верно? Культура

Айгерим бейсенбаева
Одна из самых главных миссий Центра современного искусства Сороса - интеграция современного искусства Казахстана в мировой художественный процесс. А для того, чтобы интегрировать искусство, как говорит директор центра Валерия Ибраева, его нужно было сначала создать. На это Центру современного искусства Сороса потребовалось десять лет

- Валерия, Центру современного искусства Сороса исполняется 10 лет. Расскажите о главных достижениях центра за это время.
- Первые пять лет мы потратили на обучение. Нельзя сказать, что Казахстан - активный участник международных художественных процессов. Но какая-то часть художников все-таки принимает участие. И в общем-то частично наша миссия выполнена. Всего за десять лет. Я довольна результатами, думаю, в таких условиях большего добиться просто невозможно.
У нас было несколько по-настоящему интересных проектов. Один из них - обучающий: мы воспитывали художников, обучали сотрудников музеев, у нас было много семинаров по культурной журналистике. То есть кроме внедрения в международный художественный контекст имеется в виду паритетное участие, одной из главных задач была поддержка современной культуры. Это относится и к самим художникам, и к выставочной деятельности, и к художественному процессу, и к поддерживающим организациям, музейной деятельности, культурной журналистике и так далее. Тренинги, конференции и семинары.
alt
Из тематических целенаправленных проектов можно отметить “Видеоидентичность”. Проект работал на всю Среднюю Азию, исключая Туркменистан. Мы целый год работали над созданием видеоарта Центральной Азии. Этот вид искусства появился с подачи этого большого проекта, который помимо всего прочего включал в себя обучение. Закончилось все это грандиозным фестивалем. И до сих пор работы, которые мы демонстрируем на различных художественных форумах, и другие международные кураторы, кстати, тоже, - это произведения, созданные в рамках проекта “Видеоидентичность”.
И второй большой проект, который помог нам расширить сферу нашего влияния, - это проект под названием “Пункт назначения - Азия”. Проект длился в течение двух долгих лет и объединил художников стран Средней Азии и Южной Азии (Пакистан и Индия). Можно сказать, что мы выстроили новый культурный меридиан. Мероприятие было построено на одной идее - поскольку все мы, азиаты, всегда смотрим на себя глазами европейцев и ориентируемся на Европу (евроцентричность, особенно культурная, - это явление неоспоримое), мы попробовали посмотреть в обратную сторону.
Кстати, сейчас у нас в планах есть идея поработать с таким опасным регионом, как Афганистан. Несмотря ни на что, там есть Центр современного искусства в Кабуле, и я месяц назад встретилась во Флоренции с директором этого центра. Это очень интересный человек, и, естественно, работает он в абсолютно жутких условиях. Я всегда думала, что у нас самые плохие условия, а оказывается, есть намного хуже. И может быть, попробуем поработать с этим соседним регионом, я думаю, будет очень интересно, поскольку у нас получаются паритетные отношения.
Что интересно - с Европой у нас, можно сказать, равновесные отношения, а вот с Россией нет! Все-таки наше с ними постколониальное сознание действует и по сей день.
А вот с нашими южными соседями по континенту чрезвычайно интересный процесс совместной работы сулит всегда массу открытий. Даже одна наша художница Наталья Дю назвала нашу поездку в Индию катарсисом. И это очень похоже на правду.
alt
- Изменилось ли за эти годы отношение других стран к казахстанскому искусству?
- Самое главное, что мы вообще возникли на художественной карте мира. Это одно из самых главных наших достижений. Очень часто иностранные гости приезжают специально к нам. Одно из достижений глобализма - это становление мировой художественной системы. И это очень влиятельная система, надо сказать. Она поддерживается банками, правительствами, громадными фондами во всем мире. Даже вот в Шайе открылось биеннале - более “затхлый” уголок в мире просто сложно найти! Эмират, где современного искусства при их жестком клерикальном режиме быть не может. Но тем не менее и там оно возникло.
Мы включены в эту систему, правда, к сожалению, до сих пор наше современное искусство практически не поддерживается казахстанским бизнесом и уж совсем минимально - государством. У нас нет соответствующей поправки к законодательству, согласно которой налоги бизнесменов уменьшаются от осуществления актов благотворительности, как за рубежом, поэтому нашим бизнесменам не интересно поддерживать искусство. Но какие-то шаги все-таки делаются.
- Насколько я помню, интерес к нашим культурным мероприятиям проявляется больше со стороны иностранных гостей, нежели наших соотечественников, судя по конференции “Восточный ориентализм”.
- Я надеялась на то, что данное мероприятие покажется интересным нашим людям, но, как ни странно, особого интереса я не заметила. Я связываю это с нашим общим изменением морали. Культурное пространство нашей страны сжимается. Вот буквально позавчера мы понесли тяжелую утрату - умерла Ольга Маркова, которая развивала фонд “Мусагет”. Все меньше и меньше альтернативных культурных инициатив...
А что касается нашего центра, к концу года у нас начинается мандраж, так как не ясно, что будет дальше. Это несмотря на десятилетний юбилей.
- Завершился проект “Пункт назначения - Азия”. Расскажите, пожалуйста, об итогах.
- Наш художник Трякин-Бухаров находится в данное время в Дели, куда он был приглашен на художественную резиденцию. Это один из итогов нашего сотрудничества в рамках проекта.
Во-вторых, я в ноябре была на двух конференциях - в Любляне, где выступала с докладом об этом проекте, и в Штутгарте, куда я также была приглашена рассказать о нашей инициативе.
Эксперты по итогам проекта заключили, что наш центр может привнести свежую струю в объединение азиатских стран и, может быть, даже внести свою лепту в переориентацию стран Азии - изменить свой имидж от террористических угроз к культурному сотрудничеству.
Часто говорят, что культура и искусство - это возможность диалога. Возможно, мы и не сможем потушить пожар конфликтов, раздутый в некоторых азиатских странах, но точно можем послужить процессу сглаживания конфликтов.
alt
- В нашей стране к экспериментам любого рода, в искусстве в том числе, относятся с недоверием. Как можно переломить ситуацию?

- Эксперимент в искусстве все-таки состоялся. Подросло новое поколение электронных менеджеров, художников и так далее. И они более спокойно к этому относятся.
Старые художники стоят на своих позициях. И они просто не хотят меняться. А некоторые авторы, например, Еркин Мергенов или Тимур Сулейменов, приемлют это искусство, помогают ему, понимают, и ничего страшного с ними не случилось из-за этого. Только помогло.
Нам всегда были интересны новые направления в искусстве. И вот наконец мы нашли экспериментальную живопись. Мы всегда хотели работать с нашими живописцами, но это направление у нас находится в таком глубоком кризисе, что все наши эксперты впадали в состояние шока от любой попытки проанализировать ситуацию. Любой живописец, который хотел участвовать в наших проектах, показывал что-то вроде бесконечных изображений батыров и лебедей.
Вот сейчас на нашей выставке “Угол зрения” висит цикл неординарных живописных произведений, и я просто счастлива, что он появился. Что касается самой выставки, то обычно мы выбирали какую-нибудь тему и просили художников как-то отреагировать на нее. В этот раз мы думали, нужна ли вообще тема. Сейчас вот кризис, усталость и какая-то апатия наступает, и мы попросили художников попытаться найти позитив в нашей сегодняшней жизни.
- Получилось?
- По-моему, нет.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Январь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение