|
Ольга Шишанова Сегодня в столичной галерее “Куланши” открывается выставка западно-европейского изобразительного искусства XIX-XX веков. Это такие направления в картинах, как классицизм, реализм и романтизм
Коллекция, которую можно будет увидеть на стенах галереи - это срез визуальной картины Западной Европы того времени. Английские и французские, немецкие, итальянские, австрийские, польские и российские художники, творившие два столетия назад, приоткрыли занавес для зрителей, за которым прячется другой мир. Полные тайных и загадочных посланий натюрморты и жанровые дворцовые зарисовки, альпийские луга и английские лошади, морские пейзажи и сцены охоты. Это было революцией сознания тогда - на рубеже XIX и XX веков. Сегодня все видят в этом классику. - Я предпочитаю писать глаза людей, а не соборы... человеческая душа, пусть даже душа несчастного нищего... на мой взгляд, гораздо интереснее, - говорил Винсент Ван Гог. Великий художник прожил всю жизнь в нищете и лишениях, часто не имел денег на холст и краски, практически находился на иждивении у младшего брата. Современники не признавали в нем никаких достоинств. Всего два-три десятка человек в Европе того времени могли по достоинству оценить его искусство, которое великий художник адресовал будущему. Но прошли годы. В XX веке к художнику пришла заслуженная, хотя и запоздавшая слава. За полотна Ван Гога теперь платят колоссальные суммы. Например, его картину “Подсолнухи” на аукционе продали за рекордную сумму 39,9 миллиона долларов, но и это достижение перекрыла картина “Ирисы”, проданная почти за 60 миллионов долларов. Практически то же самое можно сегодня сказать о каждом произведении того времени. На рубеже XIX-XX веков европейское искусство как никогда раньше находилось в тесной связи с общественной жизнью, духовными и материальными запросами людей. В условиях растущей взаимозависимости народов художественные течения и достижения культуры быстро распространялись по всему миру.
Романтизм и реализм с особенной силой проявлялись в живописи. Многие признаки романтизма присутствовали в творчестве испанского художника Франсиско Гойи. Благодаря таланту и трудолюбию сын бедного ремесленника стал великим живописцем. Его творчество составило целую эпоху в истории европейского искусства. Великолепны художественные портреты испанских женщин. Они написаны с любовью и восхищением. Чувство собственного достоинства, гордость и жизнелюбие мы читаем на лицах героинь, независимо от их социального происхождения. Не перестает удивлять смелость, с которой Гойя, придворный живописец, изобразил групповой портрет королевской семьи. Это не властелины или вершители судеб страны, а вполне обыкновенные, даже уставшие люди. Также о повороте Гойи к реализму свидетельствуют его картины, посвященные и борьбе испанского народа против армии Наполеона. Ключевой фигурой европейского романтизма стал знаменитый французский художник Эжен Делакруа. В своем творчестве он ставил превыше всего фантазию и воображение. Вехой в истории романтизма, да и всего искусства Франции, стала его картина “Свобода, ведущая народ”. Художник увековечил на полотне революцию 1830 года. После этой картины Делакруа больше не обращался к французской действительности. Он заинтересовался темой Востока и историческими сюжетами, где мятежный романтик мог дать волю своей фантазии и воображению. Кроме него крупнейшими художниками-реалистами были французы Гюстав Курбе и Жан Милле. Представители этого направления стремились к правдивому изображению натуры. В центре их внимания - повседневная жизнь и труд человека. Вместо исторических и легендарных героев, характерных для классицизма и романтизма, в творчестве этих мастеров появились простые люди: мещане, крестьяне и рабочие. Так сами за себя говорят названия картин: “Дробильщики камня”, “Вязальщицы”, “Собиратели колосьев”. Кстати, именно Курбе впервые применил понятие реализма. Цель своего творчества он определил так: “Быть в состоянии передавать нравы, идеи, облик людей эпохи в моей оценке, быть не только художником, но и гражданином, создавать живое искусство”. Романтики в изобразительном искусстве не имели определенной программы, единственное, что их роднило между собой, - это отношение к действительности, общность миросозерцания, мировосприятия, ненависть к мещанам, к тусклой повседневности, стремление вырваться из нее. А еще мечтательность и вместе с тем неопределенность этих мечтаний, хрупкость внутреннего мира, яркий индивидуализм, ощущение одиночества, неприятие унификации искусства. Не случайно Шарль Бодлер говорил, что романтизм - это “не стиль, не живописная манера, а определенный эмоциональный строй”. В то же время отсутствие программы не помешало стать романтизму мощным художественным движением. Завершая обзор искусства рубежа столетий, хотелось бы упомянуть, что рядом с искусством реалистического направления продолжала существовать салонная живопись. Названная так по одному из залов Лувра - квадратного салона, где еще с 1667 года устраивались выставки, и формирование которой началось еще в годы Июльской монархии, что затем переживет расцвет в период Второй империи. Она далека от “больных” вопросов современности, но, как правило, отличается высоким профессионализмом. Будь то изображение быта древних греков, как у Жерома в картине “Молодые греки, наблюдающие за петушиным боем”, античный миф, как у Кабанеля в его “Рождении Венеры” или светские идеализирующие портреты и “костюмированная история” Винтерхальтера или Мейссонье. То есть смесь сентиментальности с академической холодностью, внешний шик и эффектность манеры, “элегантность изображения и изображение элегантных форм”, по остроумному замечанию одного из тогдашних критиков.
Астана |