Мария Коленко В пространстве “Трансформа” в рамках программы развития актуального театра в Казахстане состоялась премьера документального спектакля “30 лет назад моим родителям было 30”
Основанная на публикациях журнала “Огонек” за 1988-1990 годы постановка режиссера Кати Дзвоник по идее Анастасии Тарасовой предлагает взглянуть на прошлое поколение и нынешнее, понять их сходство и различие, а также заглянуть в будущее. Этот спектакль своего рода эксперимент, в котором помимо актеров участвуют и зрители. На пресс-показе журналистам предложили не только сдать свои куртки в гардероб, как заведено в театрах, но и распрощаться на время сценического действа со своими сматрфонами, поставив их предварительно на режим “Полет”. Как сообщила режиссер, такой шаг необходим для полного погружения в историю. Не все представители СМИ поддержали задумку Дзвоник, большинство же приняли участие в эксперименте и выпустили из рук гаджеты. О чем совершенно не пожалели.
Итак, сцена. По центру расположился стол, вокруг которого - четыре стула. Добавить на него газеты - и вот почти “Прожекторперисхилтон”. Натянутое на столе большое белое полотно позднее использовалось как экран для проектора. Но в самом начале спектакля провели еще один эксперимент. Актер англоязычного театра KELT Артур Асланян взял стул, поставил его максимально близко к первому зрительскому ряду и сел. Он молча смотрел на каждого, кто пришел, стараясь заглянуть ему в глаза. Если первый-второй круг такого знакомства зрители более-менее выдержали, то после стали отводить взгляд и чувствовать некую неловкость. Вот раздался монолог-воспоминание о событиях 30-летней давности, коснувшийся не только всей страны, но и каждой семьи лично. Далее пустой стол начинает заполняться праздничными яствами. По очереди с салатницами и бокалами в руках появляются действующие герои. Помимо ранее упомянутого Артура Асланяна в спектакле заняты актриса театра ARTиШОК Анна Федорова, актер англоязычного театра KELT Думан Нурсила и актриса Ксения Мукштадт. Они беседуют, цитируя журнал “Огонек”. Каждый говорит о наболевшем, о том, что же происходит с их страной сейчас, затрагивают тему человеческих прав и мечтают об одном - просто жить счастливо. Все действо дублируется проектором на тот самый белый фон. Этот видеоарт заранее подготовил оператор Сергей Поляков, а монтажом занимался Марат Сембаев. Не всегда актерам удавалось попасть в такт с видеокартинкой, но в целом визуализация сыграла немаловажную роль в удержании внимания зрителей. Музыкальная составляющая помогала отслеживать временные отрезки. Так, прозвучали песня группы “Наутилус Помпилиус” “Скованные одной цепью”, композиция Виктора Цоя “Перемен”, а после и “Лабутены” группы “Ленинград” пожаловали. Вот и наше время наступило в спектакле. За все тем же праздничным столом герои, не выпуская смартфоны из рук и не поднимая глаз, выкрикивают заголовки и строчки из новостей дня и популярных интернет-постов. Они говорят, чтобы просто сказать, даже не заботясь о том, кто их может услышать. Просто надо говорить. Много. Потому что актуально. В какой-то момент кажется, что зрители попали в сумасшедший дом, где наблюдают за четырьмя пациентами. А на самом деле - это наша с вами реальность. То количество информации, что поступает нам ежедневно, все сложнее фильтровать. Так, пост о котиках сменяется информацией об изнасиловании или же доисторическом туалете на Шымбулаке. Все используемые тексты, фразы в спектаклях участники постановки искали сами. Они проводили беседы со своими родителями, с друзьями и друг с другом, самостоятельно искали информацию в интернете - это был еще один эксперимент. Своим спектаклем создатели рассказывают о правах человека на свободу - свободу слова, мысли, вероисповедания, свободу самовыражения. Если вдруг состоится повтор спектакля, то вот вам маленький совет: не идите на него голодными. Напоминаю, что вербатим “30 лет назад моим родителям было 30” - это второй спектакль в рамках программы развития актуального театра в Казахстане. Закроет ее постановка “Лисистрата” театрального объединения DramCom и режиссера Виктора Немченко, которую покажут 23 и 24 февраля. Спектакль по мотивам поэтической трактовки одноименного произведения древнегреческого комедиографа Аристофана Леонидом Филатовым затронет темы феминизма, пацифизма, ЛГБТ, прав человека.
Фото Талгата Галимова |