|
Ольга Шишанова В Северной Пальмире, в Эрмитаже, открылась выставка, приуроченная к юбилейным датам нескольких революций, потрясших Россию сто лет назад. К сожалению, казахстанские мастера холста и кисти пока не задумались о том, чтобы столь же широко осветить историю Алаш-Орды. Насколько были закономерны события начала прошлого века, и как это отразилось на искусстве, своим мнением с корреспондентом “НП” поделился известный художник из Санкт-Петербурга Святослав Новосадюк
- Святослав, в вашей копилке художника есть несколько трагических образов, судьбы которых отразили события столетней давности. Почему вы решили уделить внимание именно им? - Почему-то говоря о судьбе невинно убиенных членов царской семьи, во многом забывают перечислить погибших с ними. Например, таким человеком был доктор Евгений Боткин, что оставался со своими пациентами во всех их мытарствах и умер за них же. Тут можно было бы провести параллель времен Великой Отечественной войны, когда врач по профессии директор детского дома Януш Корчак вместе со своими воспитанниками добровольно вошел в газовую камеру. Такие люди - подвижники, практически святые даже в представлении совершенно нерелигиозных людей. Да и каждый “там” неслучаен, потому-то упоминание иных, тайных сил, многозначительно. Тогда как даже для современников совершенно явные силы не были столь очевидны.
- А если говорить о Первой мировой войне? - Для не идеологизированной предельно, не прошедшей стадию индустриализации, не имеющей адекватных запасов продовольствия страны Первая мировая война с беспрецедентным процентом населения на фронте уже сама по себе была катастрофой. И ее отрицательные результаты в итоге сказались не только на России, но и на сопредельных странах. Революция произошла в Германской империи, а Австро-Венгрия и Османская империя буквально разбились вдребезги. А еще это Центральная и Восточная Европа, север Евразии и Ближний Восток, которые также оказались в эпицентре событий. Однако почему-то художники не всегда отражают это в полной мере, хотя материала тут непочатый край, потому что революция на тот момент охватила все слои общества, в передел попали все - и Красные, и Белые, и те, кто был в гуще событий, и те, что остались на периферии. Пусть и проявился этот “недуг” также у всех по-разному. - Как отразились революционные настроения на проявлениях гуманитарного толка, на искусстве того времени? - Вероятно, в первую очередь стоит задуматься - почему страна была тогда революционной? Просто не только гуманитарное, но и техническое, научно-техническое образование требовали на тот момент нового кругозора, и не только в искусстве, которое всегда отражало настроение общества, но особенно в области политики и истории, как общей, так и отечественной. А круг “пересаженных” гуманитарных дисциплин рубежа XIX-XX веков как раз и отражал “западную” точку зрения, что породило в течение всего пары поколений слой “новых людей”.
- То есть для “новых людей” идея неправильности и неправедности, а значит, и необходимости полной переделки оказалась абсолютно естественна и органична? - Бороться с “новыми людьми” было бессмысленно - они были очень нужны, и часто это были замечательные, действительно передовые люди. Однако абсурд политических устремлений этих передовых людей еще в 80-е годы XIX века Достоевский описывал в “Бесах” и “Преступлении и наказании”, то есть за десятилетия до реализации этих устремлений на практике, которые и проявились в конце второго десятилетия XX века. Хотя с самого начала индустриализации, со времен строительства железных дорог в 40-х годах XIX века, этот процесс, начавшись, стал набирать обороты, а Первая мировая война лишь подвела закономерный итог. После него и встал вопрос тайной и явной необходимости. Вопрос неизбежности революций. По моему мнению, никакой неизбежности не было. А проблема состояла в том, что попросту копировались не только и не столько научно-технические достижения, но лишь внешняя социальная оболочка. В то время как Россия - это все же “другая Европа”, пусть и при очень глубоком с ней культурном единстве, с совершенно иной социальной структурой. Поэтому все могло быть гораздо проще - самодержавию, которое является как раз той самой формой правления, максимально подходящей для ускоренной индустриализации, достаточно было предъявить свои права, а не отказываться от них. - Как это отразилось на ваших художественных произведениях? - Во-первых, это эскиз - Татьяна и Ольга Николаевны в Царскосельском госпитале. Пока очень мало сделано, но идея родилась, и я не сомневаюсь, что работу напишу. Кроме того, в таком широком раскрытии темы, как в этом тексте, замечательно впишется и мой портрет Столыпина. О нем уже была речь. Что же касается вообще связи между моими живописными картинами и текстом, то я пишу произведения на тему, которая меня глубоко волнует. А еще это потребность, чтобы и работы, и текст были максимально достоверными и осмысленными.
Астана |