Мария Коленко В пространстве “Трансформа” города Алматы состоялась премьера пластической драмы “Кыз куу” - спектакля о похищении невесты, основанного на реальных историях женщин, которых украли замуж
Проект стал отправной точкой старта программы поддержки актуального театра в Казахстане. Основная идея - это огласить посредством театральных постановок существующие на сегодняшний день общественно-резонансные случаи, поднять проблемы на всеобщее обозрение и попытаться предотвратить их впредь. - В прошлом году в апреле Британский совет привез в Алматы британского режиссера Яна Вильема Ван дер Боша, который провел мастер-класс с двадцатью представителями независимого театра с целью рассказать о том, чем сейчас дышит британский современный театр.
Воркшоп длился три дня. И за эти три дня ребята разделились на группы, они слушали и пытались практиковать какие-то определенные формы современного британского театра, иммерсивный театр, девайс-театр, вербатим, пластический театр и так далее. Мы решили, что было бы здорово, не останавливаясь на этом уровне, продолжить начинание и дать возможность этим трем коллективам, собранным из разных театров, сделать проекты. Мы позвали Фонд “Сорос-Казахстан” для того, чтобы сделать совместный проект. Тогда “Трансформы” еще физически не было, она появилась в октябре и стала площадкой для этих трех новых проектов. Сегодня мы представляем первый спектакль. У коллектива нет названия, возможно, оно появится в скором времени, - поделилась до начала спектакля руководитель проектов в области культуры и искусства Британского совета Галина Корецкая. Погружение в проблему, поднятую в спектакле “Кыз куу”, началось с момента рассадки зрителей на места. Из колонок доносились речи девушек, рассказывающих свои истории похищений, что они чувствовали при этом и какие попытки делали для того, чтобы сбежать и вырваться на свободу.
- Ранние принудительные браки, похищение невест - это не новая проблема для нашего сообщества, а крайне актуальная и больная до сих пор. С 1998-го года Казахстан является участником Конвенции ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. И хотя с тех пор очень многое делается и государством, и гражданским обществом, по-прежнему остаются очень острые, больные вопросы и в целом позиционирование в законодательстве: от терминологии до прямого влияния законодательства, реакции правоохранительных органов, реакции сообщества, - отметила Сауле Мамаева, координатор программы “Новые гражданские инициативы” Фонда “Сорос-Казахстан”. Автор идеи и продюсер спектакля “Кыз куу” Марина Константинова начала собирать истории героинь, столкнувших с этой проблемой еще в момент проведения своей фотовыставки о дискриминации женского пола в обществе. Уже тогда рассказ одной из жертв принудительного замужества запал ей в душу, а после Марина сделала пост в социальной сети и попросила поведать о подобных случаях, чтобы поделиться ими в форме спектакля. Режиссером постановки выступила Екатерина Шмонина.
В спектакле использована музыка казахстанской группы ударных инструментов BugaraBu. Восемь актеров, из которых пятеро были в образе невест, а трое перевоплотились в потенциальных женихов, показали очень страшные картины. В пластической постановке было мало слов: исполнители представились по именам в начале спектакля, по буквам произносили “Свобода” в момент действа и завершили так же своими реальными именами. Реквизит использовали по минимуму: таз с небольшим количеством воды, веревка, сиреневый платок и отрез белой ткани, символизирующей фату в одной сцене, а через мгновение он превращается в саван. Все остальное действо происходило посредством чувственного танца. От фрагментов с заточением и невозможности невесты слово молвить мурашки бежали по коже. Это театр, а кто-то пережил весь этот ужас на самом деле... Повтор спектакля состоится сегодня, 25 января, в 19.00.
Следующим спектаклем в рамках программы будет вербатим “30 лет назад моим родителям было 30”. Это художественное исследование, основанное на публикациях журнала “Огонек” за 1988-1990 годы, публикациях из интернета и интервью актеров с их родителями. Создатели рассказывают о правах человека на свободу, свободу слова, мысли, вероисповедания, свободу самовыражения. Автор идеи спектакля - Анастасия Тарасова, режиссер - Катя Дзвоник. Премьера состоится 30 января. Программу закроет “Лисистрата” театрального объединения DramCom и режиссера Виктора Немченко, которую покажут 23 и 24 февраля. Спектакль по мотивам произведения древнегреческого комедиографа Аристофана в поэтической трактовке Леонида Филатова затронет темы феминизма, пацифизма, ЛГБТ, прав человека. Вторым этапом программы развития актуального театра в Казахстане станут новые мастер-классы для казахстанских театральных деятелей, которые запланированы на весну 2018 года.
Фото Талгата Галимова
|