|
Ольга Шишанова В честь 150-летия со дня рождения русского писателя Максима Горького в столичном русском драмтеатре готовится к постановке известная пьеса легендарного автора “Последние”. Для воплощения юбилейного во всех отношениях спектакля приглашен европейский мэтр театрального искусства, художественный руководитель русского драмтеатра Литвы, обладатель Золотого креста сцены и Национальной премии Йонас Вайткус
Театр носит имя русского классика с 1959 года, и пьеса “Последние”, написанная Горьким более ста лет назад - в 1908 году, за свою 110-летнюю историю ставилась на сцене горьковцами трижды: в 1940-м, в 1955-м и в 1980 году. Горький как будто предвидел сегодняшний глобальный сдвиг всего мироустройства. В то же время им освещался тот период, когда доминирующим настроением эпохи рубежа веков стало неприятие существующего уклада жизни. Одним из проявлений протеста явилось отвержение старого, предпочтение нового только за то, что оно ново в любой области дела и мысли. “И совершенно безразлично, в какой форме выражает гений свой протест - в форме ли ибсеновского символизма, уайльдовского эстетизма или ницшеанской переоценки ценностей”. В этой связи традиционные для русской культуры, литературы вопросы о семье, браке и взаимоотношениях мужчины и женщины проявились в новом свете.
По словам заведующей литературной частью театра Марии Ким, в то время своеобразная полемика по этому вопросу развернулась между двумя религиозно-философскими направлениями. Представители первого направления развивали античную “теорию эроса”, придавая большое значение чувственной стороне любви. Представители второго направления ориентировались на средневековый “каритас” (милосердие, сострадание, жалость) и связанный с ним комплекс идей христианской этики, относящейся к семье, браку. Однако сторонники “теории эроса” стали первыми, кто обратил внимание на традиционно замалчиваемые вопросы пола, но своими идеями они провоцировали русское общественное сознание, делали запретную до тех пор тему предметом общественной дискуссии. Начался “эротический бум” и в литературе. Но, как ни странно, а может, напротив, закономерно “проблема пола” отнюдь не стала ведущей для абсолютного большинства “образованного общества”. Хотя освещение вопросов семьи и семейных отношений с традиционной морально-этической и нравственно-психологической точки зрения продолжало доминировать в русской духовной жизни на рубеже веков. Поэтому пьесы о семье и семейных взаимоотношениях стали постоянным направлением в репертуаре российских театров 1895-1917 годов. “Огромный зрительский успех имела пьеса Найденова “Дети Ванюшина”, написанная в 1901-м, вскрывшая вечный трагизм семейной жизни - недостаток или отсутствие истинной близости, разрозненность душ. В то же время, прекрасно зная русскую действительность, Максим Горький пришел к выводу, что семья как социальный институт разрушается и чем цивилизованнее становится общество, тем быстрее идет в нем процесс распада семьи и семейных связей. “Как же все это назвать? Ошибкой? Недоразумением? Не знаю, право... Между прочим, всегда почти и, кажется, всеми делается именно так - женятся, потому что влюбляются, узнают друг друга и разочаровываются, затем начинают “влачить существование” - что и называют семейной жизнью”, - размышляет один из горьковских героев. Что же касается пьесы “Последние”, то она до революции не ставилась, поскольку на ней лежала запретная печать цензуры. Кстати, сначала она носила название “Отец”. Однако впоследствии Горький изменил название на “Последние”. Пьеса по своей структуре многоконфликтна. Одним из основных драматических столкновений становится противостояние отца, Ивана Коломийцева, и матери, Софьи. Этот конфликт приобретает этический характер: запоздалая совестливость Софьи, ее доброта, правда, бессильная, противостоит в пьесе цинизму Ивана. Однако суть пьесы составляет не взаимодействие, а “взаимоговорение” героев: они спорят, ругаются, обвиняют друг друга, пытаясь отделить правду от лжи. Сюжет начинает разворачиваться не в плане действия в его привычном понимании - поступки персонажей, события, случающиеся с ними, обстоятельства, в которых их характеры обнаруживаются в самодвижении и самораскрытии, а в плане причудливого сочетания слов и многочисленных смыслов, в них заключенных. И одним из важнейших конфликтов пьесы “Последние” является противопоставление Горьким двух матерей: Софьи Коломийцевой и матери юноши-революционера Соколовой. Да и вообще образ матери у автора почти везде выступает как символ гармонизации жизни и установления истины. Будущее и в этой драме связано с деятельной ролью матерей. В то же время если смотреть шире, художественное своеобразие пьесы “Последние” в том, что она отнюдь не является семейно-бытовой и не превращается в “картинку” семейного быта и нравов дворянства. Думается, именно поэтому по масштабу тематики, двум пластам событийного ряда, глубине и остроте конфликтов это произведение можно смело назвать библейским.
Автор благодарит за помощь в работе над материалом заведующую литчастью ГАРДТ имени М. Горького Марию Ким.
Астана |