|
Ольга Шишанова Столичный Дворец независимости снова приятно удивил ценителей прекрасного - в его стенах прошло открытие выставки художника, члена Cоюза дизайнеров РК Мухтара Байбосынова под девизом “Почтение великим музыкантам”
По словам организаторов, выставка, над которой мастер трудился в течение пяти лет, оказалась целиком посвящена жизни и творчеству выдающихся деятелей казахского народного пения, песенного искусства и кюев ХІХ-ХХ веков. В экспозиции представлены облики народных певцов, акынов и кюйши, лирические напевы и музыка которых навеяли художественные образы степных просторов щедрой казахстанской земли. Любопытно и очень необычно также то, что каждое полотно этой портретной серии заключает в себе интересный сюжет исполняемой музыкантом песни. Вместе с тем в этих портретных образах можно наблюдать философский взгляд на жизнь, размышления художника на тему социального быта, его собственный взгляд на такие человеческие проявления, как любовь и разлука.
Всего автор представил на суд зрителей около 20 портретных композиций в цвете и графике. Это Ахан серы и Биржан сал, Естай Беркимбаев и Жаяу Муса, Мухил Мералиев и Укили Ыбырай, Асет Найманбаев и Кенен Азербаев, Нартай Бекежанов и многие другие деятели казахского песенного искусства. Также автор запечатлел прекрасные и мудрые женские образы Майры Уаликызы и Дины Нурпеисовой. Арт-критики говорят, что каждая картина Мухтара Байбосынова - это отдельный мир, где художник в присущей только ему творческой манере изображает не просто лики народных певцов, акынов и кюйши, но, рассматривая его полотна, словно чувствуешь запах степной полыни и слышишь мелодичные звуки добры. А вот что говорит о своем творчестве сам художник: “Каждое мое произведение, каждый портретный образ, что я изображал, был дорог мне по-своему. Над каждым работалось индивидуально, были и характерные особенности, учитывались особенности проявлений каждого, его деятельности. Большое внимание я старался уделять исполняемым ими мелодиям, темам любви, расставания, других волнующих событий. Поэтому практически все работы я писал не только индивидуально, но и с особым интересом.
Нанесенные на холст чувства, эмоции, переживания возникали не на пустом месте, их вызывали обстоятельства, выступая как результат отношения к чему-либо. Да и сама жизнь вторгалась в художественное произведение, составляя объективную основу подаваемого мной художественного образа того или иного музыканта или исполнителя”. Пожалуй, именно этим тезисом можно проиллюстрировать творчество Байбосынова, причем при передаче характеров ему свойственна и передача избранного им излюбленного типажа - одухотворенные, красивые лица, которые наравне с руками пластически выявляют символ внутреннего мира человека. “Работая около пяти лет над этим проектом, я хотел донести и внести хоть какую-то маленькую лепту, чтобы показать, представить наших великих казахских композиторов и жырау, а также акынов по-своему. Пусть даже немного в таком стилизованном, композиционном образе, но воссоздать, передав сюжет, повторюсь, исполняемой ими песни, тематику их произведений”, - продолжает Мухтар. Действительно, образы многих музыкантов мастеру приходилось восстанавливать по крупицам. Он исследовал архивные материалы, пересматривал хроники из документальных фильмов и искал дополнительную литературу, пытаясь в креативной и современной манере увековечить облик казахстанских музыкантов в истории. “Чтобы подрастающее поколение помнило, а новое знало о духовном наследии великой степи”, - не устает подчеркивать художник.
Также Мухтар выставил в экспозиции и ряд пейзажей с разнообразными видами Казахстана, которых набралось почти два десятка. Большинство из представленных на этой выставке картин природы он также создал в режиме чувств. При этом мастера отличает нестандартный взгляд на привычные пейзажи и умение видеть оригинальное в обычном, что наводит на мысль об известном высказывании художника Исаака Левитана: “Любой, даже самый незатейливый мотив может стать поводом для размышлений, если художник полюбит его и сердечно о нем расскажет”. И здесь, кажется, присутствует именно такое отношение художника к своим художественным произведениям, которое можно выразить его словами: “Мы умеем восторгаться природой далеких городов и стран, но за буднями не замечаем красоты собственного дома, привычной для нас природы, а показывая картины с видами той или иной местности даже людям, долго в ней проживающим, ничего невозможно доказать, они не верят в представленные образы”. А ведь на них - ослепительное солнце юга, горные панорамы Алматинской области, напряженные и прекрасные виды грозы над степью в Акмолинском регионе (впрочем, гроза может проходить где угодно!), что чередуются с элегичностью и тихой сосредоточенностью ландшафтов Северного Казахстана. Недаром считается, что пейзажи наиболее полно отражают тему родины, воспитывают патриотические чувства у подрастающего поколения, вызывают чувство гордости за свою землю у людей разных возрастов. И любимый уголок родного края навсегда остается в сердце каждого человека, где бы он ни находился. А художник лишь помогает запечатлеть его.
Астана |