|
Ольга Шишанова Уходящий год ознаменовался двумя историческими датами на постсоветском пространстве - 100-летием партии “Алаш Орда” и Октябрьской революции. На тему второго события, а точнее, того, что ему предшествовало, известный художник из Санкт-Петербурга Святослав Новосадюк решил создать целую серию картин. О первой из них - наш разговор с мэтром в эксклюзивном интервью
- Святослав, вы уже успели продемонстрировать свое произведение? - Да, в экспозиции, которая приурочена к 100-летию октябрьского переворота. И хотя я хотел выставить больше работ на эту тему, но успел закончить только образ Петра Столыпина. Получилось хорошо, поскольку, с точки зрения организаторов вернисажа, эта картина оказалась в числе первых, которые подчеркнули выбранную ими тематику. Так что для этого сложились все предпосылки. - Кого следующего из этой же серии вы воплотите в своем творчестве? Будет ли это цикл или, может быть, одиночные портреты исторических личностей? - Показать работу пока не смогу, но скажу, кого буду изображать. В произведении будет царская семья, то есть император Николай II, царица Александра Федоровна, великие княжны и наследник, цесаревич Алексей, буквально за мгновение до расстрела в Ипатьевском доме, что находился в Екатеринбурге. Кстати, прежде чем приступить к воплощению этой картины, так же, как и к образу Столыпина, я прочел очень много специализированной литературы.
- А почему вы решили начать именно с воплощения образа Столыпина? Я помню, вы упоминали о том, что восхищаетесь этой личностью. И только? - Это был очень идейный человек, который не только жил, но и умер на своем посту ради царя и Отечества. Конечно же, в его политике, как у любого государственного деятеля, что-то было удачным, что-то не очень, но, в любом случае, как человек, в моем понимании, он безупречен. - А что касается царской семьи... - Что касается царской семьи, то воплотить их в картине я задумывал уже давно. И, честно говоря, мне трудно до сих пор поверить, что картина реализовывается. В 1917-1918 годах произошла глобальная катастрофа, последствия которой и сегодня трудно оценить, они сказываются до сих пор. И в первую очередь, убийство царской семьи - это утрата, которая потрясла тогда все общество. Потому что до этого все было незыблемым, была династия, которая правила Россией в течение 300 лет, и вопросов по этому поводу не возникало. Зато когда свершилась революция, многие считали, что все закономерно. На самом деле ничего закономерного в том перевороте не было, достаточно было убедиться в этом на примере других стран. Предпосылки возникновения революций бывают, никто не спорит, однако ничего фатального часто не происходит в том, что позволяло бы избежать революционных поворотов. Зато в них обычно задействованы некие силы, которые вроде не имеют к происходящему никакого отношения, однако оказывают влияние на все общество, впавшее в состояние революции, если можно так выразиться. - Когда вы только начинали писать образ Столыпина, картину отличали красные тона. Однако сейчас произведение намного светлее... В этом заложен особый смысл? - Это технические приемы. Поскольку у меня был темный грунт, я и набирал такие оттенки. Возможно, и была некая эмоциональная подоплека, но я понимал, что в окончательном варианте работа будет такой, какой вы видите ее сейчас. Что касается будущего произведения, в котором я хочу рассказать о расстреле царской семьи, думаю, там я все покажу через схему небольшого помещения полуподвала, плохо освещенного, где свершилось злодеяние, и покажу именно практически кульминационный момент. - А что ваши прежние картины - пейзажи, анималистический жанр? Вы их отставили в сторону? - Не совсем, что-то в прежнем ключе я все-таки делаю. Но когда у меня состояние вот таких произведений, как образ Столыпина или расстрел царской семьи, мне тяжело переключаться на нечто более жизнерадостное. Потому как речь идет о совершенно другой эпохе, касающейся не только начала прошлого, но даже середины X века. Это время предвестия крещения Руси, тема посещения княгиней Ольгой Константинополя. Любопытно, что мнения историков отчего-то расходятся по этому поводу: кто-то считает, что она туда ездила, кто-то, напротив, возражает против этой версии. - Кто выступил прототипом образа? - Меня подтолкнуло к воплощению совершенно случайное видение одной фотографии, расположенного на ней человека как раз в том ракурсе, который, по моему мнению, отлично передает внутреннее состояние того, что должно воплотиться в моей картине. - Что послужило поводом, кроме столетнего юбилея, для вас, чтобы обратиться к исторической тематике? - История всегда для меня была очень важна. Плюс сейчас я подошел к определенному рубежу, когда понял, что могу писать на историческую тематику, создавать серьезные исторические работы. И для меня нисколько неудивительно, что первой моей работой в этом направлении стал как раз образ реформатора Столыпина, потому что я воспринимаю все, что произошло в те годы, в весьма личном ключе.
Санкт-Петербург - Астана |