|
Ольга Шишанова Лето постепенно сдает свои позиции осени. Только на картинах, которые принадлежат кисти художника Виктора Подгорного, до сих пор цветет земляника и гремят летние грозы
|
Что и зачем рисуют сегодня современные художники - загадка для большинства, даже для почитателей их таланта. Но самое удивительное, что при засилии цифровых технологий, радикальности перформанса и тотальных инсталляций их интерес к традиционной живописи никуда не делся. Сотни молодых художников новой волны экспериментируют с красками и поверхностями, не боятся писать картины после Малевича, Бэкона и Ротко и самое главное - дают другое прочтение привычным подходам и жанрам. Вот поэтому предмет в современной живописи совершенно не обязательно должен начинаться и заканчиваться на холсте, он может существовать без тени и четкого очертания и вообще не ставит целью напомнить что-то кому-то или опровергнуть канон того, как рисовались эти самые предметы. Временами он настолько неуловим, что догадаться о нем можно только по надписи. Предмет без функции, но в контексте - наверное, таким было бы общее описание вещей в живописи здесь и сейчас. При этом для решения поставленных задач художник использует в основном выразительные возможности цвета и главным образом - закон цветовых контрастов. Неслучайно еще Поль Сезанн говорил о том, что “не существует линий, светотени, существуют лишь контрасты красок, и потому лепка предметов вытекает из верного соотношения тонов”. Если обратиться к современным высказываниям, то, например, американский художник Грегори Ван Раальте особое внимание обращает на игру света и тени. Художник убежден, что свет должен падать не прямо, а через лес, листья деревьев, лепестки цветов или отображаться от поверхности воды. Именно так же считает и живописец-график Виктор Подгорный, чья живопись сегодня - одна из самых востребованных. Родился он в Вологодской области и после окончания Сасовского летного училища гражданской авиации три года работал пилотом в Вологодском авиаотряде. Но страсть к художеству оказалась сильнее, и в 1984 году он окончил Костромской государственный педагогический институт, художественно-графический факультет. С тех пор в творческом багаже члена союза художников России - персональные выставки, участие в областных, межрегиональных и зарубежных экспозиционных проектах. Кстати, рисовать живописец начал еще в детстве. “Сколько себя помню, все время что-то рисовал, потом в школе редактировал стенгазету”, - вспоминает художник. Не расставался с красками он и в летном училище. Но окончательно решил посвятить свою жизнь живописи только тогда, когда увидел Вологду с воздуха, пролетая над ней. С тех пор Подгорный не останавливается на какой-то одной технике, его работы зачастую совершенно не похожи друг на друга. И дело не только в манере исполнения: цветовая гамма тоже варьируется - где-то она невероятно яркая, где-то и вовсе черно-белая. Некоторые картины он пишет своим индивидуальным стилем, определение которому не могут дать даже искусствоведы. Стиль характеризуют яркие достаточно большие мазки, создающие форму изображаемого предмета. Художник предпочитает работать сериями. Самая известная из них - “Наше прошлое. Взгляд художника”. Она представляет собой изображения церквей Вологодской области, которые не сохранились, а были уничтожены временем. Состоит цикл из 400 картин, написанных за семь лет. Работы выполнены в технике монохром, то есть одним цветом, который варьируется от самого светлого до неузнаваемо темного оттенка.
А еще художник признается, что он любит работать с акрилом, масляной пастелью, тушью, углем, цифровой живописью и смешанными средами. “Вдохновение я черпаю в интернете и в жизни вокруг себя. Мои работы очень красочные и насыщенные, с выделением отдельных слоев. Я не думаю, что у меня какой-то один стиль, потому что каждую новую картину я стараюсь писать не так, как до этого. Я могу быть очень точным в деталях и очень свободным. Это зависит от того, чего я хочу добиться в данный момент”, - подчеркивает он. И действительно - бесконечно можно созерцать, как мастер вдыхает жизнь на чистый холст масляными красками и кистью, как его рисунок постепенно становится живописью, как цветы превращаются в рябиновые бусы... Сродни великому чуду. Так что главный источник вдохновения Виктора - природа и предметы, которые окружают его. И он говорит: “Каждый день я нахожу новые темы для своих работ, правда, окончательное удовлетворение приходит, когда я понимаю, что моя работа радует моих зрителей, и я осознаю, что предоставил им что-то особенное и уникальное”. Художник будто пишет очаровательную музыку природы. Она звучит в его солнечных картинах, мотив которых пропитан любовью, нежностью, трепетом души.
Астана |