Ольга Шишанова Иногда приходят на землю талантливые люди, чтобы прожить долгую и плодотворную жизнь и оставить после себя потомкам огромное творческое наследие. А некоторые, как падающая звезда на небе, ярко вспыхнув, мгновенно сгорают. Вот так в далеком 1933 году на землю спустился ангел, которого звали Коля Дмитриев
Возможно, и сейчас бы о нем не вспомнили, если бы не выставка ЭКСПО-2017, где можно познакомиться с культурой и художественным творчеством, картинами и скульптурой не только дня сегодняшнего. Юный художник, которому все прочили творческую судьбу Брюллова или Рембрандта, трагически погиб в 15-летнем возрасте. Спустя много лет о нем была написала документальная повесть, о его удивительно светлом даровании, о таланте, для которого нет границ и нет возраста. Но потом, как водится, о нем забыли. Коля родился в семье московских художников по текстилю Федора и Натальи Дмитриевых. Начал рисовать очень рано, и всю свою короткую жизнь все свободное время посвящал только рисунку и живописи. В то же время мальчик обладал великолепным музыкальным слухом, и родители первое время уделяли больше внимания музыке, однако именно рисование стало его главным увлечением. В 11 лет Колю приняли в изостудию районного Дома пионеров, а спустя два года он легко выдержал экзамен в Московскую среднюю художественную школу имени Сурикова. Юный художник поразительно владел чувством ритма рисунка, для него не составляло проблемы расположение натуры на любом листе бумаги, будь это кусок картона или специальная шершавая поверхность для работы акварельными красками. Небольшой альбом для рисования в твердом переплете, карандаш и перочинный нож были постоянными спутниками мальчика. Любимыми его художниками были Валентин Серов и Павел Федотов. Именно их художественными традициями проникнуто большинство его рисунков. Позже, уже занимаясь в изостудии, Коля перешел к работе в акварели. В этом виде живописи от художника требуется четкий рисунок и тонкое чувство цветовой гаммы. Да к тому же акварель не терпит “замученности”, это не масляные краски, которыми можно переписывать картину почти до бесконечности.
Интересно, что он не искал редких сюжетов, в центре его композиций оказывались окружающие его люди, любимая Москва, среднерусские деревеньки, бытовые сценки. А хорошее знание русской классики способствовало тому, что в коллекции Коли появилась целая серия иллюстраций к басням Крылова, повестям и сказкам Пушкина. Коля знал, что будет художником, но не любил об этом говорить. Он очень серьезно увлекался историей искусств, которая позволяла ему понять и проследить все закономерности развития того или иного жанра. Одно из самых серьезных увлечений вылилось в собирание книг, альбомов репродукций русских и зарубежных художников, которые составляли большую, серьезно подобранную библиотеку.
А еще Коля часто любил посещать Третьяковскую галерею, где его талант и художественный вкус получали свое дальнейшее развитие, где он учился на работах любимых мастеров из прошлого - Серова и Федотова. Вот что он сам писал в своем дневнике по этому поводу: “Утром побежал в Третьяковку. Еще раз посмотреть Врубеля, Серова и Сурикова. Серовский портрет куда сильнее репинского. Конечно, я не говорю об исключениях. На этот раз задался целью хорошенько посмотреть старых наших мастеров. Больше всего рвался к Кипренскому и Боровиковскому. Но, как ни странно, Кипренский произвел на меня отнюдь не то впечатление, что я от него ожидал. Зато Левицкий и Боровиковский превзошли все мои ожидания”.
Дневник Коли, где вел свои записи юный талант, впечатляет очень хорошим литературным языком и манерой изложения. В нем он описывал интересные события жизни, свои посещения мастерских известных художников, куда его водил отец, свое видение работ именитых мастеров, творческие и жизненные переживания. Мыслил мальчик неординарно, умел делать выводы, которые казались удивительными даже для умного, начитанного подростка, но больше всего поражало, что почти везде и во всем он находил верные решения. Не случайно слова Чистякова “Рисовать - значит соображать” крепко засели в голове у юного художника.
Тем более что своими дарованиями Коленька никогда не хвастал, потому что сам никогда не был доволен тем, что сделал, чего добился, чего достиг. Последние два месяца своей короткой, но такой яркой жизни он провел в Тверской области, где и создал заключительные 150 акварелей и рисунков, хотя и писал в дневнике, что очень ему там скучно и заняться почти нечем. Между тем именно эти произведения говорят о том, как окрепло дарование, как выросло профессиональное мастерство юного 15-летнего художника. Единственное, чего не успел сделать Коля - дописать свой автопортрет, его жизнь трагически и внезапно оборвалась 12 августа 1948 года вследствие несчастного случая. Но до сих пор его воздушные и объемные акварели настолько тонки, полны ощущения жизни и воздуха, что не подвластны времени и способны вновь и вновь волновать и затрагивать струны души зрителей всех возрастов...
Астана |