|
Ольга Шишанова В Астане, в новом пространстве TSE Art destinations, открылась групповая выставка казахстанских современных художников Let’s play, организатором которой выступило агентство Artios. На вернисаже оказались представлены работы таких художников, как Анвар Мусрепов и Асхат Ахмедияров, Сауле Дюсенбина и Суинбике Сулейменова
Искусство - это игра, живой процесс, призывающий к вовлечению и участию. Либо процесс, в котором творчество представляется не как труд, приносящий результат в виде заработка или других форм капитала, а как искренняя заинтересованность в самом действии. Поэтому, представляя искусство как игру, занятие приятное само по себе, тот же Кант развивал идеи о том, что существует творчество, направленное на решение утилитарных задач, а есть искусство как деятельность, свободное от конкретных целей. Однако, когда заключаешь его в жесткие рамки дискурсов, бесконечно перебирая причины и подбивая логически обоснованную базу, ускользает сама природа искусства, ее иррациональный импульс. Не случайно на нынешнем вернисаже художник, как фигура свободная от внешних запросов, позволяет себе поиграть и предложить зрителю доселе неизвестные правила игры, ломая устоявшиеся стереотипы. Так, например, Сауле Дюсенбина в проекте Wall-paper “Funny Games” играючи жонглирует знакомыми национальными символами, что кажется на первый взгляд несерьезным и вызывающим у смотрящего улыбку, но по сути производит деконструкцию понятия о национальном. Ведь известно, что игровая форма является одним из важных методов в обучении детей. Через игровой опыт, смешивая реагенты на уроках химии или разбирая, как конструктор, человеческое тело на занятиях по анатомии, они узнают о сложном устройстве мира.
Но что делать взрослым, которые закостенели в своем представление о мире и апеллируют только к известному числу конструктов, не оставляя пространства для фантазии и выхода? Как освободиться от замкнутой системы накопленного опыта и знаний и вернуться к наивному и, следовательно, чистому взгляду на вопросы, ответы на которые нам кажутся предельно ясными? Так же непринужденно и без избыточного напора Суинбике Сулейменова в своем видео 0 Gender задается вопросом, как забыть об уже известных с детства ролях мужчины и женщины и, отказавшись от самого понимания этих социальных конструктов, представить, что у нас нулевой гендер, где биологическая форма не заключает нас в рамки выбора своего пола и ощущения себя “М” или “Ж”. “0 Gender - вымышленный термин, но когда я его использую в разговоре, на меня смотрят с очень серьезным видом, как будто слышали это раньше. Надеюсь, что когда-нибудь не будет определения по половому признаку. Я не хочу привилегий, я хочу так, что все будет по-честному везде”, - делится Суинбике. Идея об игре как об имитации реального и подражания ему развивается в серии “Байрокко”, где автор Анвар Мусрепов будто бы заигрывает c ориентализмом, воспроизводя внешний взгляд на восток через знаковые полотна европейской живописи, приглашая в некую комнату кривого зеркала, где казахстанские комплексы принимают комичную форму, мимикрируя под великие полотна. По мнению художника, это эстетическая аналогия между европейским стилем XVI века и современным Казахстаном, где культурный феномен выражает себя в парадоксальном сочетании традиционных вещей с этническим орнаментом, советскими коврами и интерьерным декором в духе барокко. “Парадные портреты, искусственная отделка мебели под дуб, имитация дорогого паркета, люстры из спрессованного хрусталя и множество других элементов, превращающих типовые советские квартиры в компактные тронные залы, - все это отсылает к комбинации двух слов - “бай” (с казахского - “богатый”) и “барокко”, - говорит Анвар. С другой стороны, когда-то люди знали сакраментальное значение орнамента и могли перевести все события повседневной жизни в геометрический код. Сегодняшняя же жизнь, по мнению мастеров перформанса, превращается в некий сгусток повторяющихся до бесконечности событий, теряющих свой смысл. Они становятся привычным орнаментом на обоях в твоей комнате, их перестаешь замечать. А они между тем продолжают жить своей особой жизнью, разрастаются до вселенских масштабов, клонируя сами себя, и снова приходит попытка их разгадать.
Кроме того, обращает на себя внимание оммаж Анвара Мусрепова на тему работы Энди Уорхола Eeating a hamburger. “Энди Уорхол - художник, который использовал тираж, как медиум. По Беньямину, при тиражировании теряется аура, в этом видеоперформансе я рефлексирую на тему десакрализации аутентичной культуры и ее ритуалов. Проигрывая один из сакральных для казахской культуры ритуалов и запивая кока-колой на зеленом фоне, я проецирую желание стать настоящим казахом и одновременно проявляю недоверие к собственной идентичности. Зеленый фон подчеркивает утрированность ситуации, а ассоциируясь с медиа и монтажом, этот фон вызывает чувство недоверия, провоцируя на то, чтобы обозвать происходящие “фэйком”, - подчеркивает Мусрепов. В отличие, кстати, от живого и энергичного перформанса “Вечные игры” Сырлыбека Бекботаева и Асхата Ахмедьярова, которые в своем абсурдном действии сталкивают зрителя, будто в песочнице, со скрытым конфликтом двух художников, связанных одним коллективом и разделяющих большой жизненной опыт в противопоставлении двух поколений. И тогда оппозиция между старшим и младшим разрушается за счет безрассудного и веселого обстреливания друг друга краской из водяных пистолетов...
Астана |