|
Ольга Шишанова В Астане проходит вернисаж коллекции произведений современного искусства в Национальном павильоне Казахстана и Музее будущего на ЭКСПО-2017
Главной целью проекта, по замыслу организаторов, является раскрытие темы международной выставки и представление “энергии будущего” с помощью работ художников современного искусства. Именно поэтому коллекция была сформирована из произведений казахстанских и зарубежных художников, таких как Ада Ю, Асхат Ахмедьяров, Гульнур Мукажанова, Ербосын Мельдибеков, Микаэль Обренович, Ольга Киселева, Саид Атабеков, Сырлыбек Бекботаев и Фатима Омир. В экспозицию вошли 20 уникальных объектов искусства, которые были созданы этими художниками специально для павильона и музея с использованием различных техник и материалов. Например, на первом этаже Нацпавильона работы, которые отражают современную идентичность Казахстана. А вообще экспозиция Музея будущего, по мнению арт-критиков, весьма органично раскрывает тематику каждого из семи этажей: “Энергия воды”, “Кинетическая энергия”, “Энергия биомассы”, “Энергия ветра”, “Энергия солнца”, “Энергия космоса” и, наконец, “Астана будущего”.
|
Фатима Омир. “Канбак”
|
Как отмечает директор агентства Artios Дина Байтасова: “Ключевым моментом в данном проекте является то, что произведения современного искусства стали важной частью контента павильона”. И потому уже сегодня посетители выставки имеют возможность вдохновиться и заглянуть через призму искусства в будущее, кроме того, по словам художника Сырлыбека Бекботаева, зарубежным гостям и посетителям выставки, прежде всего, интересна культура Казахстана, которая и отражена в представленных работах. Они, к слову, после проведения выставки работ современного искусства станут частью наследия EXPO-2017. Какие они? Произведение Саида Атабекова “Журавли летят” - невесомая скульптура, изображающая стаю летящих птиц, вдохновлена советским военным фильмом “Летят журавли” 1957 года. Силуэты птиц, взмывающих в небо, автор сравнивает с копьями воинов. Художник, как и создатели фильма, рассматривает журавлей в качестве неизменного символа надежды. Возвращаясь каждый год, эти птицы несут людям радость, расцвет, энергию лучшего завтрашнего дня - сильную, как весенний ветер.
|
Сырлыбек Бекботаев. “Модернистская парадигма”
|
Вторая его работа посвящена национальным играм. Мастер вдохновлен традиционным состязанием “Кокпар”, который он исследует в разных жанрах - от фотографии до абстрактных металлических скульптур. Свою увлеченность древней игрой художник объясняет просто: “Кокпар - это сама энергия. Участники состязания устремляются за добычей подобно неуправляемой и первобытной природной стихии. Конь - защитная, жизненная сила, а все действо - подношение стихиям: земле, солнцу, небу, ветру”. Так считает художник, связывая скульптуру с тематикой этажа - силой ветра. Коллажи, инсталляции и фотографии Гульнур Мукажановой исследуют темы, присущие мультикультурному постномадическому обществу. Для художницы характерно использование традиционных восточных материалов, историзм и символика, которые интерпретируются ею в контексте глобализации. Базовый элемент инсталляции “Тема за изображением” - простые лоскуты парчи. Узор, выполненный серебряными и золотыми нитями, создает эффект движения воды. В массе кусочков ткани узор умножается, переплетается, исчезает в одном месте и снова всплывает в другом. Водоворот инсталляции притягивает яркостью, ослепляет, из-за чего сложно удержать внимание на самой ткани, символизирующей реальность, и всмотреться в каждый узор, символизирующий смысл. Путь к интерпретации произведения продиктован личным отношением автора к материалу. Художница словно приглашает зрителя заглянуть в сердце водной стихии. “Вода течет, время проходит, а реальность остается”, - так Гульнур Мукажанова предлагает зрителю погрузиться в ее мир, полный символизма. В другой ее работе шелк и войлок формируют живую меняющуюся субстанцию. Так обтекает и сочится, меняя свою форму, кубик льда в вечном процессе перехода воды из твердого состояния в жидкое и обратно. Так и время перетекает из одного пространства в другое в бесконечном движении. Основой представленной на вернисаже композиции Сырлыбека Бекботаева является знаковое для поколения шестидесятников полотно Салихитдина Айтбаева “Счастье”, созданное мэтром в далеком 1966 году. Однако размещение известного сюжета на символическом механизме из шестеренок предлагает современному зрителю осмыслить роль искусства в потоке времени, его цикличность. “Я работал с керамикой и экспериментировал с формой кувшинов, меняя ее, как если бы эти кувшины создавали кубисты или сюрреалисты. А позже в музее увидел очень похожие работы, археологические находки - кувшины, датируемые четвертым веком до нашей эры. Идеи как естественное движение природных циклов постоянно возвращаются. Цитирование известных сюжетов неизбежно, как и неизменное движение искусства вперед”, - полагает автор, связывая суть инсталляции с тематикой этажа - “Кинетическая энергия”. В качестве же объектов своей серии монументальных скульптур художник с точностью воссоздает редкие растения Казахстана: тюльпан, башмачок крупноцветный, крестовник плосколистный и колокольчик. Их воплощение в увеличенном масштабе - художественный жест автора, который призывает зрителя разделить его восхищение красотой и богатством растительного мира Великой степи. “Степные цветы” говорят о необходимости защиты хрупкой окружающей среды и одновременно раскрывают сущность нашей страны - ее уникальную природную красоту, щедрость, гостеприимный характер”, - полагает Сырлыбек.
Астана |