|
Ольга Шишанова В Музее Первого Президента РК проходит вернисаж, главные герои которого - экспонаты из благородного и загадочного серебра
Серебро в культуре многих народов занимает особое место благодаря красоте, магическим свойствам и функциональности. Не случайно серебряные изделия, представленные на выставке “Вечное сияние серебра”, являясь частью многообразной и обширной экспозиции музея, не только отражают географию происхождения предметов и разнообразные техники их изготовления, но и позволяют глубже проникнуть в тайны этого удивительного металла. Который, к слову, всегда занимал значительное место в декоративно-прикладном искусстве не только казахских зергеров, но и всех народов мира. Русское “серебро”, немецкое “зильбер”, английское “сильвер” - все они происходят от слова “сарпа”, что в переводе с древнего санскрита означает “луна”. Ведь на Востоке серебро издревле считалось священным металлом, являясь символом самого загадочного ночного светила. Серебро было очень популярным и среди алхимиков, поскольку с древности людям было известно о его бактериостатических свойствах. И хотя еще 2,5 тысячи лет назад персидский царь Кир II Великий в военных походах использовал серебряные сосуды для хранения воды, но только с середины XIII века серебро становится традиционным материалом для изготовления посуды. Например, в экспозиции представлены традиционные серебряные чашки - национальная гордость монгольского народа. В Монголии их называют мнгн аяга (серебряная чашка, пиала). Было принято, чтобы хозяева дома помимо количества скота демонстрировали гостю свое богатство и благополучие серебряными чашками. Их ставили в стопки - одну в другую, и чем больше была стопка, тем богаче оказывалась семья. И совсем уж удивительные серебряные изделия индийских мастеров характеризовались сквозными стенками, которыми мастера в этой сказочной стране так любили украшать свои работы. Тонкими пилками лобзика ювелиры выпиливали сквозные ажурные узоры, представляющие собой растительный орнамент, чаще всего изображающий побеги лотоса. В ювелирном искусстве Казахстана серебро использовалось мастерами при изготовлении женских украшений, применялось в мужских и женских поясах, служило предметом украшения конского снаряжения и домашней утвари. Кроме того, в ювелирных изделиях серебро часто сочеталось с поделочными камнями, особенно древние зергеры предпочитали обрамлять им камень солнца - сердолик, который так ценился на Востоке. Самому пророку Мухаммеду приписывается изречение: “Кто носит сердолик, тот пребывает в благоденствии и радости”. Об этом камне, который во времена Бируни привозили из Индии и Йемена, издревле бытовало множество поверий. Сердолик считался камнем здоровья - из него изготавливали множество разнообразных амулетов - тџмаров, которые считались действенными оберегами, и терять их было нельзя. Для украшения изделий использовались также бирюза, коралл и монеты - особенно ценными считались из иранского серебра, столь популярного в эпоху саков, усуней и гуннов.
В настоящее время к разряду художественного феномена можно отнести многие образцы ювелирных изделий Западного Казахстана, которых, кстати, немало в представленной экспозиции. Именно в этом регионе сложилась оригинальная школа ювелирного искусства, особенно в Мангистауском крае. Здесь издавна освоили такие методы обработки древнего металла, как штамповка, гравировка, чеканка, литье, насечка, филигрань, чернение, зернение, скань по золоту, серебру и бронзе. Мангистауские мастера сумели сохранить вплоть до ХХ века практически без изменений древнюю технику полихромного стиля, когда из небольшого количества материала умельцы-зергеры создавали изделия, поражающие своими размерами и сложностью декора. Главным секретом этих мастеров было владение техникой накладных пластин. Ими изготавливались очень тонкие пластины из серебра, которые затем спаивались в объемную форму, заполняемую мастикой. После чего на лицевую сторону изделия накладывали, согласно рисунку декора, касты со вставками, орнаментированными пресс-лентами, сканью или зернью. Совокупность всех этих приемов и позволяла зергерам адаевских родов создавать ювелирные украшения, которыми с древних времен славился Западный Казахстан. Любопытно, что именно здесь наиболее четко определился традиционный комплекс и женских украшений. В него вошли подвески и бляшки для головного убора, серьги, перстни, различные виды застежек. А еще изделия западноказахстанских мастеров называют изготовленными в “геометрическом стиле” за широкое использование в декоре треугольных, ромбовидных фигур, овалов и кругов. Считалось, что и в инструментах зергеров, и в них самих заключена чудотворная, магическая, тайная сила. Поэтому и ювелирные изделия считались сакральными, оберегающими от злых сил, исцеляющими от болезней, преумножающими состояние. Не случайно продукция и орудия ювелирного производства в ряде жизненных ситуаций, правда, много позже, фигурируют уже не только в качестве оберегов и подарков, но и оплаты, отличительного знака, источника очищающей, лечебной, охранительной, продуцирующей силы. Но самое интересное случалось, когда мастерство ювелира с помощью украшения серебром увеличивало силу музыкального инструмента. Тогда домбра или кобыз - древний священный инструмент шаманов - превращались в волшебное живое существо, как, например, в руках древнего сказителя Коркыта. Мелодии, которые он сочинял на своем верном кобызе, до сих пор считаются бессмертными.
Астана |