|
Ольга Шишанова Знаменитые мастера войлока и тканых гобеленов Сауле и Алибай Бапановы обещают порадовать астанчан и гостей города новыми работами, приглашая на свой вернисаж, организатором которого выступает галерея “Куланши”. Накануне выставки Сауле Бапанова любезно согласилась на эксклюзивное интервью нашему изданию
- Сауле, как часто меняются ваши творческий почерк и художественное мировосприятие? - Каждые два года мы стараемся проводить в Алматы персональные выставки своих работ - одежды и картин из войлока, гобеленов, каждый раз пытаясь привнести что-то новое, поменять художественный почерк, подход, технику. Я, например, занимаюсь ткачеством гобеленов, которые не похожи на чьи-то другие, даже на работы Алибая, как мог бы заподозрить неискушенный зритель. Просто я добавляю свои технические приемы и иду своим творческим путем. Это, может, когда-то раньше мы с Алибаем творили вместе, но потом все-таки каждый из нас нашел свой путь в искусстве. Например, у меня сейчас и гобелены, и войлочные работы своеобразной фактуры, потому что в отличие от многих других художников, которые также занимаются войлоковалянием и создают обычные, гладкие, без изюминки, работы, я экспериментирую с техниками. У меня все-таки опыта побольше и занимаюсь я этим давно.
- Какие работы вы приготовили для предстоящего вернисажа? - Первоначально я думала сделать модный показ коллекционной войлочной одежды во время вернисажа. Но потом нас пригласили еще и к участию в этноауле. Вот там я и буду показывать свою коллекцию, тогда как на выставке внимание все-таки должно быть уделено станковым работам. Поэтому мы решили ограничиться ими. Кроме того, Алибай решил сотворить и привезти в Астану инсталляцию. Какую - пусть это будет сюрпризом, тем более что почитатели наших работ знают, что раньше мы их делали во множестве. Что касается моих произведений, которые я приготовила для выставки, это будут войлочные картины. Их немного - около шести-семи работ, остальные - работы Алибая и даже нашего сына Агына. - Поделитесь секретами - какие техники вы сегодня используете для своих тканых и войлочных работ? - Очень часто - техника “войлок в войлоке”. Это такое своеобразное “гнездо”, которое я наполняю натуральными самоцветными камнями. Бывает, добавляю в композицию шелк, куски органзы, лоскуты шерсти, пятна других нитей. Темы при этом неизменные, они мои - это Вселенная, космос, мироустройство. Очень часто использую войлок, разрезанный на квадратики, потому что этот прием обозначает визуально четыре стороны света, и вот туда, в этот четырехугольник, я все и помещаю. Гобелены у меня фактурные, в основном льняные, тогда как расцветки нитей я использую ахроматические - бежевый, коричневый, белый - в отличие от предпочтений Алибая. Люблю, знаете ли, теплые оттенки.
- Расскажите, пожалуйста, о работах Алибая? - Меня очень радует, что его творчество не стоит на месте, он художетсвенно растет год от года, постоянно в поиске. Кроме того, у него очень интересная живопись, точнее, живописные коллажи, в которые он добавляет самые разные материалы, обрывки тканей, остатки вышивки. Я вообще думаю, что все предметы в доме, да и сам дом, дают ему неисчерпаемые темы, идеи, которые он стремится воплотить как истинный мастер. А еще он ни на кого не оглядывается, создает нечто, свойственное только ему, только его творческому почерку и самовыражению. Создавая или обдумывая тему для нового произведения, он очень углубляется в процесс его воплощения. У него даже глаза меняют свое обычное выражение - будто загораются внутренним светом, и тогда он на самом деле творит! В такие минуты я стараюсь не отвлекать его разговорами, домашними делами. Зато восторгу моему нет предела, когда он, наконец, позволяет мне первой посмотреть на то, что он наработал. А создает он поистине шедевры, причем с философским уклоном. - Однако вы оба работаете в войлочной технике... - Да, но я в основном создаю одежду - шарфы, безрукавки, еще что-то, стараясь при этом не повторяться. Алибай же - войлочные произведения искусства, которые носят абстрактный характер. Критиком для обоих выступает наш сын Агын, который, кажется, родился с карандашом в руке. И сегодня его любимое направление в искусстве - концептуализм. Может, потому, что второе образование, которое он приобрел по окончании художественного училища, - это маркетинг. Например, одна из его картин изображает юношу, скачущего на коне и по пути поднимающего разбросанные деньги. Вроде бы простая традиционная игра тенге алу, но вложенный смысл заставляет задуматься о сегодняшних ценностях и жизненных приоритетах.
Фото из семейного архива Бапановых
Астана |