Мария Коленко Как известно, на просторах Казахстана находится большое количество исторических мест и памятников, ежегодно посещаемых туристами со всего мира. Одним из них является государственный музей-заповедник “Иссык”, открывшийся в 2010 году по инициативе главы государства Нурсултана Назарбаева на территории некрополя Иссык, в одном из курганов которого в 1970 году было обнаружено захоронение сакского царевича, ныне известного как Золотой человек. О том, как удалось найти созвучие традиций и современности и преподнести его широкой публике, в интервью “НП” рассказала руководитель научно-исследовательского отдела государственного историко-культурного заповедника-музея “Иссык” Галия Файзуллина
- Чем запомнилось вам открытие музея? - Когда в 2010 году заповедник-музей “Иссык” начал свою работу и, еще не открывшись для посетителей официально, провел семинар по экспозиции для сотрудников музеев Центрально-Азиатского региона. По итогам семинара как зачетную работу представила свой объект Алина Батяева из Караганды. Металлический конус высотой 50 сантиметров, покрашенный красной краской и вкопанный среди курганов стоит до сих пор. Когда группа посетителей идет смотреть на ландшафт с кургана, то останавливается и слушает историю-предположение Алины о том, что под этой землей много “золотых воинов” и все они охраняют эту территорию, а нам видна макушка головного убора одного из них (аллюзия к терракотовой армии китайского императора). Можно считать, это был первый объект современного искусства на территории заповедника-музея.
- С какими трудностями вы сталкивались в первое время работы музея? - В 2011 году в рамках пленэра “Музей открывает ЕСИК” художники создавали объекты со своим пониманием и представлением значения слова “есик”. Некоторое время они оставались на территории, и экскурсовод водил группу от объекта к объекту. Дело в том, что тогда музей не мог принять внутри здания больше трех групп, они просто не могли разойтись между собой в изначальных двух экспозиционных залах. Объекты, оставленные художниками, отвлекали на себя внимание и решали вполне практическую задачу по комфортному приему посетителей из одного туристского автобуса. В настоящее время в экспозиции музея есть стенд с фотографиями и описаниями этих объектов. А один “Золотая пирамида” Гайни Чагатаевой украшает фойе музея. - Что изменилось с тех пор? - В музее теперь действуют четыре экспозиционных зала и один мемориальный кабинет, в первую очередь, благодаря усилиям и настойчивости директора Гульмиры Раиловны Мухтаровой. Отпала необходимость нарезать круги вокруг здания музея, дожидаясь свободного места в залах. Сотрудники уже могут внутри здания развести до пяти групп одновременно. Но... вкус к презентации прошлого через современность остался. Так, в 2016 году в рамках акции “Ночь в музее” на территории появились объекты от Евразийского культурного альянса - “Балбалы” Молдакула Нарымбетова и “Невеста” Сауле Сулейменовой. В соответствии с ведущей темой акции этого года - экологичное отношение к наследию материальному и духовному. До настоящего времени актуальной для заповедника-музея остается проблема мусора на территории. И мероприятия в рамках акции были призваны сказать - мир вокруг нас такой, каким мы его видим и делаем. Основным материалом их работ стали отходы современной культуры человечества - резиновые покрышки от колес машин и целлофан. Участники акции увидели, что полиэтиленовые пакеты можно не выбрасывать, а использовать “целлофановую живопись” для создания произведений искусства, например, как у Сауле. Более практичные люди участвовали в мастер-классе “Полезный мусор” или “Поделки из пластиковых бутылок” от Асыл Курмановой. Она показала как “мусор” в виде картона, пластиковых бутылок, пенопласта и лоскутов тканей превращается в оригинальную мебель для дома (стульчики для сиденья).
- Как вы провели “Ночь в музее” в этом году? - Музыкальная тема акции этого года началась с объекта современного искусства “Рингтон” от Евразийского культурного альянса (Алматы). Алена Велар создала объект, символизирующий гриф традиционной домбры. Соединяя три уровня - подземный, наземный и воздушный, “щипковый музыкальный инструмент” способен извлекать звук природных стихий. Это - позывной “воздуха земли”, приглашающий к разговору с окружающим миром. Где вопросом является щипок струны, а ответом получаемый звук. Продолжением темы стал “Домбра-пати”. На нем “зажигали” учащиеся Есикского экономико-гуманитарного колледжа (руководитель - Еркежан Куанышкызы). Также учащиеся этого колледжа приняли участие в концерте, организованном отделом культуры и развития языков акимата Енбекшиказахского района. Также в программу вошли молодежный квест, мастер-класс народного мастера по традиционной вышивке “кесте” и мастер-класс реставратора.
- Какие работы, соответствующие экологической теме, представили художники? - Для работы Сауле Сулейменовой заранее была организована арт-акция - сбор полиэтиленовых пакетов в заповеднике-музее. Это был жест-обращение: “Люди, вы едете на природу, не засоряйте ее, а заезжая в музей, оставьте полиэтиленовый мусор. Пусть он послужит благородным целям, станет “красками” для художника”. Так была создана “Невеста” уже специально для заповедника-музея. Эта же тема прозвучала в работах художников Елены и Виктора Воробьевых, которые, приняв участие в Венецианской биеннале современного искусства, приехали в “Иссык” и представили свои работы. На выставке можно попытаться найти созвучие научной картины мира и картины, которую создает искусство. Так, в объекте “Пастораль. 21-й век” - вид поля, замусоренного пластиковыми пакетами. А рядом окно музейного зала, в котором виден чистый ландшафт с курганами. Посетитель как бы должен выбрать в этой “рифме” близкое себе, вид своего будущего - с мусором или без. Серию графики “Коллекция куч и ям” художники представляют как коллекцию “ран и шрамов” земли. Как на эти объекты смотрят археологи? Бекен Нурмуханбетов говорил: “Курганы уничтожаются с промышленной или научной целью”. Какая она - грань ценностного отношения к земле? Это решает сам для себя каждый посетитель. |