ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Среди курганов сакской знати Культура

Мария Коленко
Как известно, на просторах Казахстана находится большое количество исторических мест и памятников, ежегодно посещаемых туристами со всего мира. Одним из них является государственный музей-заповедник “Иссык”, открывшийся в 2010 году по инициативе главы государства Нурсултана Назарбаева на территории некрополя Иссык, в одном из курганов которого в 1970 году было обнаружено захоронение сакского царевича, ныне известного как Золотой человек. О том, как удалось найти созвучие традиций и современности и преподнести его широкой публике, в интервью “НП” рассказала руководитель научно-исследовательского отдела государственного историко-культурного заповедника-музея “Иссык” Галия Файзуллина

- Чем запомнилось вам открытие музея?
- Когда в 2010 году заповедник-музей “Иссык” начал свою работу и, еще не открывшись для посетителей официально, провел семинар по экспозиции для сотрудников музеев Центрально-Азиатского региона. По итогам семинара как зачетную работу представила свой объект Алина Батяева из Караганды. Металлический конус высотой 50 сантиметров, покрашенный красной краской и вкопанный среди курганов стоит до сих пор. Когда группа посетителей идет смотреть на ландшафт с кургана, то останавливается и слушает историю-предположение Алины о том, что под этой землей много “золотых воинов” и все они охраняют эту территорию, а нам видна макушка головного убора одного из них (аллюзия к терракотовой армии китайского императора). Можно считать, это был первый объект современного искусства на территории заповедника-музея.

 

 

- С какими трудностями вы сталкивались в первое время работы музея?
- В 2011 году в рамках пленэра “Музей открывает ЕСИК” художники создавали объекты со своим пониманием и представлением значения слова “есик”. Некоторое время они оставались на территории, и экскурсовод водил группу от объекта к объекту. Дело в том, что тогда музей не мог принять внутри здания больше трех групп, они просто не могли разойтись между собой в изначальных двух экспозиционных залах. Объекты, оставленные художниками, отвлекали на себя внимание и решали вполне практическую задачу по комфортному приему посетителей из одного туристского автобуса. В настоящее время в экспозиции музея есть стенд с фотографиями и описаниями этих объектов. А один “Золотая пирамида” Гайни Чагатаевой украшает фойе музея.
- Что изменилось с тех пор?
- В музее теперь действуют четыре экспозиционных зала и один мемориальный кабинет, в первую очередь, благодаря усилиям и настойчивости директора Гульмиры Раиловны Мухтаровой. Отпала необходимость нарезать круги вокруг здания музея, дожидаясь свободного места в залах. Сотрудники уже могут внутри здания развести до пяти групп одновременно. Но... вкус к презентации прошлого через современность остался. Так, в 2016 году в рамках акции “Ночь в музее” на территории появились объекты от Евразийского культурного альянса - “Балбалы” Молдакула Нарымбетова и “Невеста” Сауле Сулейменовой. В соответствии с ведущей темой акции этого года - экологичное отношение к наследию материальному и духовному. До настоящего времени актуальной для заповедника-музея остается проблема мусора на территории. И мероприятия в рамках акции были призваны сказать - мир вокруг нас такой, каким мы его видим и делаем. Основным материалом их работ стали отходы современной культуры человечества - резиновые покрышки от колес машин и целлофан. Участники акции увидели, что полиэтиленовые пакеты можно не выбрасывать, а использовать “целлофановую живопись” для создания произведений искусства, например, как у Сауле. Более практичные люди участвовали в мастер-классе “Полезный мусор” или “Поделки из пластиковых бутылок” от Асыл Курмановой. Она показала как “мусор” в виде картона, пластиковых бутылок, пенопласта и лоскутов тканей превращается в оригинальную мебель для дома (стульчики для сиденья).

 

 

- Как вы провели “Ночь в музее” в этом году?
- Музыкальная тема акции этого года началась с объекта современного искусства “Рингтон” от Евразийского культурного альянса (Алматы). Алена Велар создала объект, символизирующий гриф традиционной домбры. Соединяя три уровня - подземный, наземный и воздушный, “щипковый музыкальный инструмент” способен извлекать звук природных стихий. Это - позывной “воздуха земли”, приглашающий к разговору с окружающим миром. Где вопросом является щипок струны, а ответом получаемый звук.
Продолжением темы стал “Домбра-пати”. На нем “зажигали” учащиеся Есикского экономико-гуманитарного колледжа (руководитель - Еркежан Куанышкызы). Также учащиеся этого колледжа приняли участие в концерте, организованном отделом культуры и развития языков акимата Енбекшиказахского района. Также в программу вошли молодежный квест, мастер-класс народного мастера по традиционной вышивке “кесте” и мастер-класс реставратора.

 

 

- Какие работы, соответствующие экологической теме, представили художники?
- Для работы Сауле Сулейменовой заранее была организована арт-акция - сбор полиэтиленовых пакетов в заповеднике-музее. Это был жест-обращение: “Люди, вы едете на природу, не засоряйте ее, а заезжая в музей, оставьте полиэтиленовый мусор. Пусть он послужит благородным целям, станет “красками” для художника”. Так была создана “Невеста” уже специально для заповедника-музея. Эта же тема прозвучала в работах художников Елены и Виктора Воробьевых, которые, приняв участие в Венецианской биеннале современного искусства, приехали в “Иссык” и представили свои работы. На выставке можно попытаться найти созвучие научной картины мира и картины, которую создает искусство. Так, в объекте “Пастораль. 21-й век” - вид поля, замусоренного пластиковыми пакетами. А рядом окно музейного зала, в котором виден чистый ландшафт с курганами. Посетитель как бы должен выбрать в этой “рифме” близкое себе, вид своего будущего - с мусором или без. Серию графики “Коллекция куч и ям” художники представляют как коллекцию “ран и шрамов” земли. Как на эти объекты смотрят археологи? Бекен Нурмуханбетов говорил: “Курганы уничтожаются с промышленной или научной целью”. Какая она - грань ценностного отношения к земле? Это решает сам для себя каждый посетитель.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение