Константин Маскаев Двадцатую годовщину международного культурно-образовательного и социального проекта “Ночь в музее” в Казахстане отметили небывалым подъемом интереса. Точные цифры назвать сложно, но, по мнению представителей Министерства культуры, в пятницу все эти музеи в совокупности посетило не менее 500 тысяч человек
Граждане могут со школьной скамьи не ходить в музей, даже если он находится в твоем городе. Но в этот вечер и ночь многие предпочли быть в тренде. И это радует. Справедливости ради следует признать: человек устроен так, что охотнее посетит музей в другом городе, чем в своем. Но пусть об этом думают туроператоры. В минувшую пятницу Центральный государственный музей проводил “Ночь в музее” в одиннадцатый раз. Но такой наплыв посетителей здесь наблюдают впервые. Сложно сказать, с чем это связано. Но о намерении сводить хотя бы детей в этот храм истории и культуры в соцсетях высказывались очень активно. И к наплыву посетителей южностоличные музеи были готовы. Во всяком случае, в Центральном экспозицию составили из весьма востребованной сегодня темы: истории народов, проживавших и проживающих в Казахстане. От уклада и быта кочевников - до промышленной революции дня сегодняшнего.
Но не только витрины и подробное описание экспонатов в этот вечер привлекли внимание многочисленной публики, хотя без этой скрупулезно собираемой и трепетно сберегаемой коллекции артефактов не было бы этого чуда - ночной экскурсии. В эту ночь привычную тишину музейного пространства всколыхнуло одно непрекращающееся шоу. Ожили представители разных исторических эпох, которых можно было встретить среди современных людей: женщина эпохи бронзы и сакская царица Томирис эпохи раннего железного века, казахские пешие и конные воины периода джунгарского нашествия и персонажи казахских сказок. Здесь же, под народные напевы, мастерицы набивают из войлока традиционный растительный орнамент, а неподалеку мерно струится рассказ об акыне-сказителе, покровителе поэтов и музыкантов Коркыт-ате и создателе кобыза, древнего музыкального смычкового инструмента. На другой импровизированной улице, все убыстряя бег своего круга, создает традиционную глиняную посуду гончар. А по соседству другой мастер острым резцом выстругивает из дерева ножны для охотничьего ножа. Ювелир склонился над полоской серебра, несколько легких ударов молоточком завершают ее превращение в шейное украшение - в комплект к ранее выкованному кольцу, серьгам и браслету. И все это сопровождается рассказом, что украшения эти несли не столько декоративную, сколько магическую или защитную функцию. И в этих локациях все можно трогать, крутить в руках, пробовать самому, брать уроки.
Главный же холл музея превратился в большую ярмарочную площадь, где то и дело происходят чудеса. Вот концерт классической музыки сменяется танцами в стиле хип-хоп. Затем выступают джазмены, которые затем отдают зрителя укротителю огня. Впечатляет и другое световое шоу, в котором в полной темноте из-под пера художника-импровизатора на большом экране рождаются узнаваемые места южной казахстанской столицы, ее лучшие архитектурные образы, горы, скверы и парки. А также шоу барабанщиков, лучников, укротителей мыльных пузырей - всего не перечислить! А вот еще: девушки, будто шагнувшие к нам с бразильского карнавала, жонглеры, иллюзионист и даже гости из Швеции с шоу “Викинги в Каспийском море”. И все это в атмосфере спускающейся на город ночи. Хорошее начало выходных с неоценимой эстетической пользой и яркими впечатлениями на будущее.
Фото Талгата Галимова |