|
Ольга Шишанова
В столичном Дворце Независимости открылась художественная выставка, посвященная вековому юбилею одной из самых неоднозначных и трагичных страниц в истории Казахстана - боевому пути освободительного движения “Алаш-Орда” 1917-1920 годов. Картины и графика рассказали о знаменитых личностях, возглавивших борьбу против большевиков, приоткрыв завесу истории с помощью кистей, карандаша и красок
Выставку решили организовать и провести мастера столичного объединения Союза художников Астаны, представив на суд зрителей несколько десятков своих произведений, рассказывающих о том далеком и нелегком времени, которое затронуло северные области Казахстана, ведь они на тот момент были частью Российской империи. Речь идет об освободительном движении “Алаш-Орда” в ответ на вспыхнувшие мятежи в России февральского и октябрьского переворотов в 1917 году. “Алаш-Орда” была образована из группы членов партии кадетов - этнических казахов, которым даже пришлось взять на себя функции правительства. В ее состав вошли 15 членов, а председателем совета был избран Алихан Букейханов. При этом лидеры Алашского движения оставались принципиальными противниками большевистских форм и методов переустройства Казахстана на социалистический лад. Но кроме своих политических воззрений алашординцы внесли ценный вклад в развитие литературы, публицистики, журналистики, переводческого дела и критики. Славные сыны Алаша были яркими, особо одаренными от природы людьми.
Не случайно в Казахстане собираются, изучив их биографии (что надо было сделать давно), написать художественно-биографическую книгу об алашординцах, а также выпустить 10-томное научное наследие Ахмета Байтурсынова, который возглавлял академический центр республики, был профессором филологии первого в истории казахского народа государственного университета. Он создавал учебные пособия по родной речи, учебники для системы ликбезов, иллюстрированный букварь, выдержавший в 1920-е годы несколько изданий. Однако, как и многие его соратники, был расстрелян в 1938 году. В честь его памяти в Казахстане открыт одноименный дом-музей, который в преддверии 100-летнего юбилея “Алаш-Орды” обещают внести в государственный список памятников истории и культуры республиканского значения, создав, кроме того, научный центр при Институте языкознания имени Ахмета Байтурсынова. Не помешало бы сделать и для других борцов этого движения то же самое, воплотив их деятельность против засилья большевиков хотя бы в фильмах и на сцене. К сожалению, все эти идеи остаются пока только на бумаге...
Хотя, по мнению Имангали Тасмагамбетова в бытность его вице-премьером, “100-летие движения “Алаш” не должно оставаться в том времени, просто историей, его необходимо связать с современным независимым государством. Цели и мечты деятелей движения “Алаш”, их исполнение, становление независимого государства должны повысить национальное и историческое сознание народа”. Тем временем, в июне 1918 года было принято постановление “Алаш-Орды”, где говорилось: “Все декреты, изданные советской властью на территории автономной Алаш, признать недействительными”. Немаловажно, что в борьбе с большевиками армия верховного правителя России Александра Колчака была главным союзником “Алаша”. Это сказалось в дальнейшем на военных действиях, когда, например, в марте 1919-го войска Колчака развернули решительное наступление на Самару и Казань, в апреле заняли весь Урал и приблизились к Волге, сильно потеснив Красную армию. Тогда члены “Алаш-Орды”, пользуясь моментом, подняли антисоветский мятеж в тургайских степях. Что, кстати, отражено на одной из картин, представленных на выставке, - свободный казах восседает на лошади на фоне родных просторов, однако его настороженный взгляд и наличие вооружения говорят о том, что битва с врагом не окончена.
Но в течение лета и осени 1919 года деятельность организации “Алаш-Орда” пошла на убыль. Потеряв своих сторонников в необъятных степях под напором большевистской силы, движение автономистов было вынуждено прекратить свое существование. И потому 21 декабря 1919 года Семипалатинский областной комитет “Алаш” от имени всей партии призвал своих сторонников “подчиняться директивам и распоряжениям краевого революционного комитета, санкционированного центральной советской властью”. Спустя несколько месяцев, 5 марта 1920 года, военно-революционным комитетом правительство “Алаш-Орды” было ликвидировано. Как всегда, большевики сыграли на чувстве патриотизма и жестоко обманули как алашординцев, так и всех остальных, кто так или иначе принимал участие в гражданской войне, да еще против советской власти. То, что народ боролся за собственную свободу, в расчет не принималось - диктатура пролетариата принимала и понимала только свои директивы. Итог оказался печален - все бывшие участники правительства “Алаш-Орды”, а также члены организации подверглись репрессиям и были расстреляны в 1920 - 1930-х годах.
Их портреты изображены на алом, горящем фоне, который не только сам по себе олицетворяет пролитую кровь за свободу народа, но и, как ни странно, в настоящем случае - жажду жизни, ее красоту. И на синем, цвете вечности. Наверное, потому что художники именно так видели народных героев, которые оказались убиты и забыты на протяжении сотни лет. Но сегодня их имена и их облик все чаще и больше, благодаря стараниям мастеров кистей и красок, становится достоянием тех, кто обязан помнить свою историю, без которой не будет того светлого будущего, за которое боролись алашординцы.
Астана |