|
Ольга Шишанова В столичной галерее “Хас Санат” проходит весенняя выставка казахстанского художника Бейбита Асемкула. Девиз ее вечен, как степная земля, - март, любовь и бесконечность
Свой нынешний вернисаж Бейбит Асемкул решил посвятить матери - Бейсебале. Потому что, по его собственному признанию, “у кочевых народов всегда было особое отношение к женщине, а у казахов даже по украшениям и одежде можно было определить ее возраст и статус”. Но это не первая его выставка - год назад в музее имени Кастеева художник уже выставлял почти три десятка своих произведений, в которых воспевал любовь, и в первую очередь любовь материнскую, считая ее основой мироздания и бесконечной созидательной силы. Потому-то, по мнению мастера, и сегодняшнее ее название “Бесконечность” также символично, имея глубокий смысл, который включает в себя не только безусловную любовь, что идет от сотворения мира сего, но и любовь к самой жизни, обозначая при этом безграничность его искусства.
Бейбит Асемкул давно известен как живописец, однако к графике он обратился в последние несколько лет, потому что, по его словам, “важно было выразить свои чувства и мысли только в черно-белом формате, чтобы ничто не отвлекало от идеи, выраженной на белом листе”. От того-то работы, основанные на воспоминаниях, связаны именно с жизнью матери, с его детством - тем прекрасным временем, когда все вокруг было в гармонии. Иными словами, когда деревья были большими. Между тем выставляться он начал не так уж давно - около шести лет назад, и первая экспозиция так и называлась - “Постигая мир искусства”. “Это мой дебют. Здесь представлены труды многолетней работы - около 50 картин, написанные мной примерно с 2006 года до сегодняшнего дня, а также 45 фотографий и сборник моих стихотворений”, - с удовольствием рассказывал тогда Бейбит Асемкул зрителям и почитателям. Как признавался автор картин, работы “передают его настроение, которое всегда меняется, поэтому и тематика картин разнообразная”. Но все-таки наиболее любимыми трудами он всегда называл пейзажи, то есть те картины, где была изображена природа его родного края. А вот выставленные в Алматы его работы “Шексіздік”, “Трехглазая мать”, “Мать-героиня” вызывали удивление зрителя своим широким форматом, хотя изображая достаточно реалистично образ женщины-матери через повседневную жизнь, окружающий мир и естественное бытие, художник писал своих персонажей крупно, приближая их к зрителю. Морщины на их лицах были свидетелями жизненного опыта и пережитых событий, через них Бейбит описывал внутренний мир и духовное состояние своих героинь. Зато тоскливая, по его собственному признанию, но бесконечная любовь, живущая в сердце художника, и чувство грусти стали причиной написания им таких минорных композиций, как “Разочарование”, “Печаль”, “Прожектор”, “Черная шуба” и “Чувство тоски”. Как видно, названия говорили сами за себя, но работы тем и отличались, что настроение и внутреннее раздумье автора были переданы им двумя контрастными цветами - черным и белым. Казалось бы, куда уж противоречивее. В противовес им картины детства, тесная духовная связь с бабушкой были отображены художником в таких произведениях, как “Рассказ бабушки”, “У родника”, “Внук”, “Житейские заботы”, где, раскрывая преемственность традиций, глубокую нравственную основу казахского менталитета, Бейбит создавал свой личный мир в графических произведениях, стремясь осмыслить философию жизни. Именно созданием подобных противоположных произведений и оттачивался его творческий, узнаваемый со временем почерк в изобразительном искусстве.
И тем не менее... И тем не менее сегодня он, по-прежнему будучи молодым и амбициозным художником, креативным фотографом, обладателем различных наград в области изобразительного искусства, все еще ищет себя. Однажды он признался в этом на своей персональной выставке Poligrafomanya, что также проходила в столице, во Дворце Независимости. А ведь он уже давно знаковая фигура в творческих кругах, к тому же обладатель Гран-при международного фестиваля творческой молодежи “Шабыт”. Знаковые композиции не только в изобразительном искусстве, но и в фотографии давно стали его визитной карточкой. Такова, например, “Возвращение к истокам”, что участвовала во многих выставках, являясь одной из любимых автором композиций, на создание которой было затрачено почти три недели. В то время как, по словам Асемкула, он скорописец, то есть на написание одной картины, даже пейзажа, у него может уйти всего-навсего не более трех часов - настолько силен зов творческого вдохновения. На нынешней выставке, к слову сказать, тематика композиций также разнообразна - помимо темы матери художник отдает дань красотам казахстанской земли и даже касается социальных проблем, волнующих общество. Но что самое главное, во всех произведениях непременный атрибут - национальный колорит, который никуда и не думал уходить из его работ. Однако, по мнению арт-критиков, тех, кто по-настоящему разбирается в сегодняшнем, да и в давно прошедшем искусстве, мастерство Бейбита Асемкула прослеживается и в построении композиции и сюжета. И, наверное, это не случайно, ведь сам мастер подтверждает, что каждый раз, когда его спрашивали, кем он станет, когда вырастет, всегда с уверенностью отвечал: “Только художником”.
Астана |