Ольга Шишанова В Национальном музее РК состоялась выставка “Иранская миниатюра и каллиграмма”, на которой представлены миниатюры известного художника, преподавателя иранской живописи, почетного члена Института развития искусств Бехзада Бозорги и каллиграфиста, обладателя высшей степени по каллиграфическому стилю сульс, почетного члена Ассоциации каллиграфов Тегерана Мехди Мовахедипура
Известно, что к буквам на Востоке относились с почтением и верой в их божественное происхождение и могущество. Именно поэтому особое внимание в рукописи уделялось каллиграфии. Причем искусство каллиграфа часто ценилось выше искусства миниатюриста, иллюстрировавшего рукопись, и если подпись художника встречалась не часто, то сведения о писце, времени и месте создания завершали почти каждый манускрипт. Персидская же живопись, более известная на Западе как миниатюра, до сих пор пользуется заслуженной славой и знаменита во всем мире. Вот разве что только портреты, изображения фигур святых лиц или самих событий, с ними связанных или нет, пусть не запрещались, но все же воспринимались с явным неодобрением исламскими религиозными традиционалистами. Взамен каллиграфия, цветочные мотивы и геометрические композиции были и до сих пор являются основой всех когда-то созданных и создаваемых сегодня иллюстраций в миниатюре. В то время как полихромия (многоцветье) применялась только в керамике. Живописцы также занимались иллюстрацией текстов Корана, научных трудов, эпических поэм, легенд, воспевающих достижения и подвиги правителей и героев. Так развивалось и совершенствовалось древнее искусство миниатюры.
Сегодня персидская живопись представляет собой устойчивую многовековую художественную традицию со своими правилами и живописными принципами. Не случайно большинство ученых считает, что главным вкладом персидских художников в мировое изобразительное искусство является живопись миниатюры, существовавшая в древней Персии с XIII по XIX век. Появление персидской книжной миниатюры связывается зачастую с необходимостью создания простого визуального аналога текста, который бы усиливал впечатление от прочитанного. Однако довольно скоро книжная иллюстрация перестала быть прямым аналогом текста и “зажила” самостоятельной жизнью, а художники стали включать в миниатюры детали, которых в книге и вовсе не было. Так, со временем персидскими художниками была выработана изумительная живописная система, в которой преобладало утонченное декоративное чувство, а сами произведения являли собой образец понимания того, как на плоской поверхности можно объединить для создания ритмического целого и цвет, и форму. Особенно это отразилось на создании различных стихотворных рисунков, где из букв замечательно складывалось изображение какой-либо фигуры или предмета - монограммы, ромба, то есть слова стихотворения сами образовывали этот рисунок. Известны они были еще с III века до н. э. Но лишь сто лет назад слово каллиграмма употребил французский поэт Гийом Аполлинер, который часть своих стихотворений выполнял в виде таких вот рисунков, составленных из слов и выражающих тему его стихотворений.
Кстати, в Древнем Китае на миниатюрных каменных печатях умещались даже целые афоризмы и поучения, да еще и красиво оформленные. Причем искусство каллиграфии, изысканного, украшенного письма, ценилось в Китае выше, чем искусство художника. И в наши дни от созерцания великолепно выписанного иероглифа китаец и японец получают такое же удовольствие, как европейский эстет от картин Рембрандта или Леонардо да Винчи. А все потому, что каллиграфия осталась в Европе уделом одиночек. Причина этого - разница в типах письменности. Ведь на Востоке иероглифическое письмо позволяло выразить слово или даже фразу единым графическим символом. А на Западе, особенно в средние века, возникла другая система - слова складывались из отдельных кирпичиков-букв. Но при этом у обеих систем были свои плюсы и минусы. Достоинства буквенного письма - его универсальность и динамичность, достоинства иероглифического - его образность и компактность. А каллиграммы - некое связующее звено между этими двумя видами письменности. И еще это графическая загадка, стимулирующая образное мышление, развивающая наблюдательность и умение сосредоточиться. Трудную каллиграмму, чтобы никто не прочитал, составить достаточно просто, значительно труднее найти и графически выразить связь между зрительным образом надписи и ее содержанием, соблюсти одновременно соответствие стиля и смысла. Не случайно оба иранских мастера, чьи работы оказались представлены на вернисаже, с удовольствием провели мастер-класс для столичных студентов художественных вузов, делясь секретами своего мастерства. Добавим, что еще древнегреческий поэт Симмий Родосский писал стихотворения в форме яйца, секиры и крыльев с соответствующим форме содержанием. Монахи Средневековья предпочитали крест и восьмиконечные звезды, как, например, Симеон Полоцкий в XVII веке. Рабле в XVI веке написал оду бутылке, а вот при поэзии барокко любили стихи-рисунки. Например, Катарина Регина фон Грейфенберг часто писала сонеты в форме креста.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |