|
Ольга Шишанова Танцующих в темноте показал американский художник итальянского происхождения Рон ди Сценза на своей персональной выставке в Астане, презентация которой прошла в галерее “Куланши”
Сколько себя помнит, Рон ди Сценза рисовал с малых лет. В семилетнем возрасте родители Рона стали брать его с собой в Италию на летние каникулы. Поддерживая талант мальчика, мать Рона часто возила его в Рим и показывала изумительные фрески в Сикстинской капелле, созданные знаменитым Микеланджело, для того, чтобы стремление Рона быть художником только крепло. Много позже, став известным маэстро, Рон с теплотой вспоминал время, проведенное в Италии, в окружении сестер, братьев и замечательных пейзажей. Затем, когда в 1970 году семья Рона переехала на Лонг-Айленд, он поступил в художественный университет в Нью-Йорке, который окончил со степенью бакалавра изобразительных искусств.
Сам мастер считает, что его творческая биография - это классическая ренессансная история. Тяга к прекрасному, образование, успешная карьера в Манхеттенской школе искусств. Чего еще тогда мог пожелать художник? Но в случае с Роном ди Сценза это был воздух Италии, музыкальные переливы родного языка и солнце. В Италию он, собственно, и стремился всю жизнь. Хотя, по большому счету, художника влекла тайна - тайна эпохи высокого искусства Возрождения. Многие часы, проведенные в музеях, старинных виллах и дворцах, наедине с полотнами Рафаэля и Караваджо - именно эти ощущения великого таинства гораздо позже привели Рона на тот путь, по которому он идет и сегодня. Экспрессия танца, фантастической глубины пейзажи, всполохи света в тревожной темноте, невесомое кружево, эмоциональность каждого жеста танцовщиков - все это воплотилось потом в картинах уже ставшего выдающимся художника современности Ди Сценза.
Вот и сегодня в столицу Казахстана Рон ди Сценза привез около 40 своих произведений, объединив их общей темой и назвав выставку Dancing in the Dark, которая на вернисаже оправдала себя полностью, поскольку большая часть выставленных работ - изображения танцующих людей на черном фоне. Но с изюминкой - все его работы выполнены в лучших традициях эпохи Возрождения. По словам художника, чьи произведения, смелые и сочные, написаны на дорогом льняном холсте с очень гладкой поверхностью, в его работах ключевую роль играет освещение. Создавая их, он либо воспроизводит игру света и тени, либо находит ее в натуральном виде. “Изображение капризного света свечей в картинах великого Рембрандта оказало на меня первое и самое значительное влияние, равно как и работы Вермеера”, - признается Рон ди Сценза. А необычайно легкие, изящные, гибкие и грациозные фигуры на полотнах - никакая не выдумка автора. Оказывается, все до единой писались им с живых прототипов. Например, на картине “Восточный танец” изображена девушка-турчанка. Ее Рон ди Сценза случайно увидел на фотографии и не смог пройти мимо. Купил снимок, после чего, не откладывая в долгий ящик, приступил к работе. В итоге эту картину он называет лучшей среди представленных на выставке.
“Казалось бы, простая турецкая танцовщица. Но вы только посмотрите в ее глаза. Какой взгляд! Он буквально пронизывает, проникает прямо внутрь того, кто на нее смотрит. А какая пластика, начиная от плеча, видите?” - комментирует он. Свои работы Рон ди Сценза оценивает в пределах от четырех до шести тысяч долларов. Однако в США, к примеру, стоимость той же самой работы возрастает до девяти тысяч за полотно. Высоко оценивают “Танцующих в темноте” и арт-критики, замечая, что “в целом фигуры на картинах мастера уникальны. Художник интересно подмечает пластику движения, четко передает анатомию, грацию. Но главное - он тонко чувствует цветовые переходы, контрасты”.
Пейзажи - еще одна грань мастерства Рона ди Сцензы. Картины с изображением природы разместились с обратной стороны экспозиции танцующих в темноте фигур. Кардинальное отличие первых от вторых в том, что художник их пишет, полагаясь исключительно на свою фантазию. По его мнению, это два разных концепта, две разные техники. “Когда я пишу пейзажи, у меня идет полная импровизация. Например, то, что касается картины “Осень смуглая и нежная”... Со мной накануне ее создания произошла какая-то эмоциональная вспышка из детства. Пикник, отражение камней в воде, что-то промелькнуло в голове - и вот результат. Мне самому очень нравится эта картина”, - поделился мастер.
Кстати, подобное вдохновение приходит к Рону ди Сценза не впервые и, что любопытно, в Казахстане. Несколько ранее ему довелось участвовать в художественном перформансе с известной казахстанской поэтессой Кариной Сарсеновой, когда он, вдохновленный ее поэтическими творениями, создал на темы ее стихотворений два пейзажа под музыкальный аккомпанемент скрипки и кобыза. Кроме того, Рон ди Сценза преподавал казахстанским художникам даже технику работы над фресками и занимался декором. Признается, что все так же впечатлен природой Казахстана, и не исключает, что она вдохновит его на написание новых пейзажей.
Астана |