|
Ольга Шишанова Не успел 2017 год вступить в свои права, как сразу же ознаменовался круглой датой - 120-летием со дня рождения выдающегося художника и поэта Александра Чижевского. Мало кто знает, что этот человек был просто “обыкновенным гением”, но еще меньше знают о том, что он был узником Карлага. О выдающемся человеке, ученом и профессоре наш сегодняшний разговор с научным сотрудником Карагандинского областного музея изобразительных искусств Айгуль Омаровой
|
- Айгуль, почему вдруг такое внимание к личности Александра Чижевского? Ведь многие люди искусства были сосланы на многострадальную землю Казахстана... - Я уже не первый раз обращаюсь к теме изучения его творчества. В прошлом году написала о нем материал “Я вечно к вам иду...”, в котором рассказала о его открытиях в науке и медицине. Ведь, даже будучи заключенным - Чижевский отбывал срок в КарЛаге, а затем и на поселении в Караганде, он неустанно творил. О чем, кстати, я упоминала еще в одном своем исследовании - “Леонардо да Винчи ХХ века”, где более подробно, насколько было возможно, постаралась рассказать обо всей его жизни и, конечно, творчестве. - И вот в феврале исполняется 120 лет со дня рождения этого гения не только в науке, но и изумительного мастера кисти и красок... - Да, Александр Чижевский очень известен в мире искусства. Но только единичные музеи мира могут гордиться его художественным наследием. В Казахстане же вообще таковых нет, кроме Карагандинского областного музея изобразительных искусств. Да и персональных выставок картин у Чижевского не было, единственный, но уже мемориальный вернисаж состоялся в Караганде в 1980 году, организованный вдовой мэтра Ниной Энгельгардт. Именно поэтому еще в октябре 2016 года наш музей совместно с фондом “Гелиос” из Москвы организовал выставку его картин из личного архива семьи Леонида Голованова и фонда музея. - Из каких художественных произведений она была составлена? - В нее вошли картины, предоставленные фондом “Гелиос” и поднятые из хранилища музея. В то время в Карагандинском областном музее изобразительных искусств на хранении было девять графических работ Александра Леонидовича. Почти все они выполнены в технике акварели, которая стала для художника ведущей в его творческом почерке. Наверное, потому что акварель может легко дать тонкие тональные переходы, различные оттенки цветовых нюансов в пейзажах, которые так любил писать художник. А еще акварель быстро и свободно передает прозрачность чистого воздуха, который словно вибрирует и насыщается электричеством, даря новый толчок идеям пытливого ума ученого, ведь многие его труды и изобретения были связаны именно с аэроионификацией. Нельзя не восхищаться мастерством автора, когда он всего одной краской, одним лишь цветовым оттенком, размывая его водой, создавал таинственность удивительных далей, игру воздушных потоков или легкие разбеги волн. По картинам видно, что его волновали малейшие изменения в природе, и он с трепетностью передавал свое восхищение: отсвет заката на горизонте или потоки солнечных лучей, пронизывающие тяжелые тучи, или ярким контрастом цветовой палитры запечатлевал красоту цветущих полей, осенних берез в золотом убранстве, розовые переливы рассветного неба, чистоту первого снега.
- Вы упомянули и о других его работах... - Да, совсем недавно фонды музея пополнились еще 11 произведениями Александра Чижевского. Они были подарены фондом “Гелиос” и переданы музею Дмитрием Головановым. Почти все работы имеют авторскую подпись и дату, а написаны были в разное время: пять из них - в Долинке, где он отбывал вторую половину своего срока и где размещалось управление КарЛага. Одна из работ этой серии так и называется “Тихий вечер. Долинка. 1953 г.”. Другая же носит название “Море спокойно”, она написана в 1955 году. Конечно же, никакого моря в Долинке нет и не могло быть. Но дело в том, что Чижевский многие пейзажи писал по памяти или по воображению. Третья из них - картина “Ветер” - была выполнена в 1954 году цветными карандашами в диагональной композиции, где под резким порывом ветра сгибаются голые деревья на фоне тревожного красного заката. Это произведение, наверное, сильнее и глубже остальных передает душевное состояние художника в его сложной изменчивой судьбе, которого пытались согнуть, но не сломили. И последними двумя работами, написанными в Долинке в 1946 году, не перестают изумляться все, кто только начинает их рассматривать, - это два варианта одной картины “Далекий город”. У этих работ удивительно маленький формат: 9,5 х 5 см - одна, и 8,5 х 6,5 см - другая. И, тем не менее, это полноценные завершенные картины с хорошо и детально прописанными широкими панорамами города и высоким небом, которому особенно поражаешься - то сгущающемуся и нависающему над городом, то уходящему ввысь сквозь облака. Колорит обеих картин замешан на контрасте цветов и создает ощущение сказочности, отдаленности от бытия и в то же время передает ощущение реальной тревоги.
|
А.Л. Чижевский. “Карагандинский дождь”
|
- А что же остальные работы? - Остальные шесть работ были написаны им в самый трудный, суровый период его жизни в не менее суровом крае. Это в Ивдельлаге на Северном Урале, что в Свердловской области, где он отбывал свое заключение с 1942 года и откуда был отправлен в 1946 году в Караганду. Эти работы также небольшие по размеру, скорее всего, из-за лагерных трудностей, которые испытывал их автор. Но и они удивительны и очень живописны. Даже в таких тяжелых условиях художник находил в себе силы видеть вокруг красоту, воплощая свои чувства пусть в небольших, но замечательных листах. В них опушки хвойного леса, кроны зеленых елей, открывающиеся взору лесные поляны, берег каменистой речки - Чижевский всегда оставался верен избранному жанру пейзажа. Вдохновение и творчество наверняка помогали ему выживать и надеяться на лучшее. И там он тоже вспоминал море, так непохожее на окружающую его действительность - в ровной глади спокойного безбрежья далеко на горизонте виднеется одинокий белый парус. Картина так и называется - “Одиночество”...
Астана - Караганда |