|
Ольга Шишанова Эстрадно-симфонический оркестр “Астана”, который 15 февраля приглашает всех на свой концерт “Звенящая степь” в столичный дворец “Жастар”, был создан 17 лет назад талантливым музыкантом и дирижером, заслуженным деятелем искусства РК Александром Аблаевым. Накануне выступления маэстро любезно согласился на эксклюзивное интервью нашему изданию
- Александр Рифатович, что стало поводом для рождения оркестра “Астана”? - Все помнят, что в 1997 году в Астану из Алматы прибыл так называемый первый десант. В том числе и я, приступив к работе в Президентском оркестре. Но переехали сюда не все, поэтому пришлось набирать музыкантов на месте. Так был создан обновленный Президентский биг-бенд - джазовый оркестр, тогда же только-только образовалась и национальная гвардия как войсковая часть. Первая презентация оркестра состоялась во Дворце железнодорожников, его представляли в то время около 20 человек - музыканты, солисты и т.п. После этого где мы только не выступали, играли даже в центре города возле памятника Абаю. Хотя культурная жизнь в Астане тогда, как сегодня, ключом не била, то есть уровень еще пока был не совсем тот, что хотелось бы, но вот талантливых людей было много.
- Что же дальше? Со временем у оркестра началась интенсивная творческая жизнь, к нам стали присматриваться. Обратил на нас внимание и Толеген Мухамеджанов, который на тот момент был заместителем акима города по культуре, проводил активную деятельность в столице по поводу музыкальных и творческих нововведений, карнавалов. Я же с ним был знаком еще с Алматы. Так вот, на одном из мероприятий он подошел ко мне и предложил создать на базе уже имеющегося оркестра эстрадно-симфонический коллектив. Видимо, памятуя о том оркестре, который выступал на радио в Алматы, успешно работал со всеми казахстанскими солистами, притом был единственным в Казахстане. А у меня же и мысли такой не было - по многим причинам, в том числе и финансового характера. Я думал, что подобная идея неосуществима. Кстати, неосуществимые идеи - это самый плачевный момент в творческой жизни. - Куда ваш оркестр приглашают сегодня? - Приглашали очень много в Российскую Федерацию, в Москву опять же. Но мы не имеем возможности ездить на гастроли сами, необходимо чтобы нам кто-то в этом помогал, потому что у нас финансовое обеспечение распространяется только на наличие фонда заработной платы, и все. Поэтому для нашего коллектива самостоятельная концертно-гастрольная деятельность пока является лишь мечтой. Кроме того, жанр эстрадно-симфонической музыки предполагает большой оркестр, примерно 60 человек, а у нас пока и без того недобор. А ведь все инструменты симфонического оркестра должны в нем быть, звучать, иначе никакой гармонии не будет и в помине. У нас сейчас коллектив состоит из двух частей - джазового биг-бенда и струнной группы, как в симфоническом оркестре с разнообразными многотембровыми инструментами - флейта, кларнет и т.д. Ведь мы исполняем музыку самых разных направлений, и неукомплектованность штата отражается на репертуаре, хоть мы и стараемся всегда с честью выйти из положения, порой даже переписывая партитуры. В то время как академическая музыка все-таки требует очень точного исполнения, а значит, очень ответственного к ней подхода. Это было видно, когда мы готовили, например, музыкальный проект A-SIMPHONY с группой “А-Студио”, что должна была играть в сопровождении симфонического оркестра, причем там должен был звучать весь спектр его музыкальных инструментов, в том числе очень редкие - фагот, гобой, английский рожок, четыре валторна, арфа. Пришлось приглашать в свой состав музыкантов со стороны, чтобы проект стал осуществим. Концерт прошел успешно, причем не только в Астане, но и в Москве, а в Алматы это было с симфоническим оркестром Марата Бисенгалиева.
- Несколько слов о вашем репертуаре, и в частности, предстоящего концерта? - Мне нравится исполнять все, что талантливо написано. Что касается нашего предстоящего концерта “Звенящая степь”, то он состоит из произведений композиторов, которые сделали попытку донести до слушателя идею национальных традиций современным музыкальным языком. Насколько это получилось - покажет наш концерт. Кстати, половина его состоит из обработок казахской народной музыки, кюев разных авторов с различной музыкальной трактовкой. Вторая половина - из музыкальных проектов, в которых мы принимали участие, а уже из них - знаковые произведения, которые обозначают нашу работу в том или ином проекте. Это и концерт памяти Сейдоллы Байтерекова, и концерт для фортепьяно с оркестром “Япурай”, который даже в чем-то близок музыкальным подходам Петра Чайковского и фантазиям Ивана Рябинина. В них во всех хватает академического пианизма, хотя исполняются они в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра, но все это надо слушать. Прозвучит у нас и попурри на тему песен Батырхана Шукенова, на тему популярных ансамблей, музыка которых звучит на ТВ, на тему песен 60-70 годов, на тему мелодий из кинофильмов. - То есть... - То есть я хочу сказать, что репертуар оркестра своей широтой и разнообразием способен удовлетворить любые запросы современного слушателя. Тем более что сыгранных нами концертов не счесть. Думаю, что не ошибусь, если ко всему прочему назову музыкальным достоянием страны уникальные концертные программы “Ритмы Астаны” и “Арнау - культурная Азиада”, концерт, посвященный памяти Муслима Магомаева, и творческий вечер Александра Зацепина. А также многочисленные выступления с заслуженными солистами, артистами мирового уровня, звездами отечественного и российского шоу-бизнеса.
Астана |