|
Ольга Зорина
Кто этот человек в золотой маске?
В фойе Международного казахско-турецкого университета Шымкента открылась необычная экспозиция, на которой была представлена фотографика - это 80 фоторабот 35 авторов, выполненных с помощью фотоаппаратов, мобильных телефонов и современных компьютерных технологий.
Инициаторами и организаторами выставки выступили преподаватели вуза кафедры “Графика и рисунок” Онгар Ауэзов и Виталий Симаков. Это не только педагоги с большой буквы, но еще и самые настоящие двигатели всего нового в искусстве Южного Казахстана.
Задача для всех участников выставки “Фотографика” ставилась одна-единственная - с помощью новейших технологий представить интересную идею или фантазию, некий эксперимент в области фотоарта. Идеи оказались самыми неожиданными, начиная от разнообразия жанров, включающих натюрморт, пейзаж, портрет и креативные композиции, и до идеологической направленности работ, содержащих политическую и социальную подоплеку.
В данной экспозиции отметились как студенты-первокурсники вышеназванного факультета, так и его недавние выпускники и профессионалы с именем. Такие, как педагоги Ауэзов и Симаков (последний - основатель школы структурного искусства в Шымкенте, один из главных вдохновителей известной за пределами Казахстана группы “Кызыл трактор”, основатель кафедры дизайна в МКТУ), архитектор и популярная творческая личность Бахытжан Аширбаев, израильский художник Измаил Арсланов, скандальный художник, автор виртуальных проектов Саид Атабеков. Работы этих профессионалов придали выставке высокий статус и приумножили интерес к ней творческой общественности. Однако наряду с ними выдержали чувство стиля и проявили свой почерк и начинающие художники.
“Люди приобщаются к новым технологиям, которые дают возможность для большего выражения своих мыслей. Многие студенты показали себя как профессионалы, и даже несмотря на то, что в основе многих работ лежат снимки, сделанные мобильниками, их идеи демонстрируют глубину мысли и тонкий художественный вкус”, - поделился впечатлениями Виталий Симаков.
Так, например, студент Берик Бейсбеков, который обычно работает с кожей и другими натуральными материалами, показал новые способности. Его эксперименты с фотографикой показали, что молодой художник обладает редким свойством не просто видеть знакомые нам предметы, но и насыщать их эмоциями. Его вариации на тему фужеров в разном освещении и разных положениях превратили посуду в нереальный мир фантазий с реальными ассоциациями на тему человеческих взаимоотношений. А его натюрморт с палитрой вообще не похож на фотографию - это словно картина, написанная масляными красками.
Очевидно, что в поисках новых средств выразительности художники внимательно изучают новые технологии, придают своим работам новый колорит и наполняют их новыми идеями.
Студентка Акмарал Даненова свой выбор элементов в качестве знаков настоящего времени определила серией фотоснимков с челночной клеточной сумкой. В нее забирается человек, прячась от действительности и перемещаясь в пространстве.
Саид Атабеков вновь удивил тонким профессионализмом как в создании фотографики, так и тематике представленного. Его серия из четырех работ под названием “Южный ассамблеяж” - это серьезная работа с национальной идеей в мировом контексте. Он ставит проблемы государственной “независимости”, изображая на одной из работ колоритных апашек, толкающих по степи навороченный джип, на другой ставит в центр мать, у которой в одной руке несмышленое дитя, в другой - факел с горящим адраспаном. Девушка-казашка находится в позе американской статуи свободы. В этих работах и ирония, и юмор, и сарказм, и грусть... А художник становится, таким образом, активным участником и модификатором событий, высказывает свою гражданскую позицию и являет нам талант настоящего мастера подтекстов и прямых заявлений.
Наряду с ним, но только в более зашифрованном варианте предстает и Симаков, настоящий гений метафоры незавершенности. Художник фиксирует в своеобразной манере состояние личности и безличностного пространства.
Тематика его фототворений может быть понятна не сразу, но название серии “Смотрящий” говорит о многом и объясняет некоторые возникающие вопросы. Например, кто этот человек в золотой маске? И что случилось с красным трактором, который запутан на фотографии в зеленый дерн? Группа “Кызыл трактор” уже несколько лет как распалась, прообразом ее названия явился красный трактор, установленный возле шымкентского музея, ставшего первым пристанищем модернистских художников. Своеобразный каллиграфический почерк Симакова демонстрирует не только высочайший класс мастерства этого художника, но и его уникальные философские и юмористические способности.
Бахыт Аширбаев - другая ипостась фотомышления. Он демонстрирует мгновенную зрительную фиксацию деталей окружающей среды. Он много ездит по области, и в его фотовпечатления легко и гармонично вплетаются колеса старой арбы, полуразваленные деревянные заборы, саманные стены, окна с керосиновыми лампами и встречающиеся на пути колоритные лица самых обычных людей. Это Казахстан без города и его вымышленных историй о своей схожести с европейскими городами и странами.
Одним словом, выставка показывает не только эстетическое взаимоотношение искусства и организованной пространственной среды, но и по-настоящему говорит и выступает как мощнейшее средство художественного воздействия на человека.
Абсолютно все эти фотографические работы при попытках интерпретации показывают свой глубокий смысловой фон и убеждают, что этот проект совершил новый прорыв в развитии культуры визуального мышления. |