|
Василина Воркова
Как сплести воедино стекло и металл, заставить сверкать скульптуры всеми цветами радуги, знает известный скульптор, заслуженный деятель искусств РК Вагиф Рахманов. Кроме того, он замечательный художник и уже скоро представит на суд зрителей свои работы в технике “тушь - перо”.
За несколько дней до открытия выставки мастер рассказал корреспонденту “НП” о своих работах и творческих поисках
- Вагиф Юсуфович, когда Вы начали делать работы из стекла и металла?
- Это началось лет 12 назад, но до этого я интуитивно к этому шел, собирая стеклянные бутылки. Сейчас мои друзья и знакомые приносят мне бутылки, разбитые вазы. Однажды друзья принесли мне стекло из фонтана, который находился перед президентским дворцом в Баку, - это было опасно. Недавно я купил ящик пива только потому, что бутылки были синего цвета. Иногда мне попадаются разбитые витражи, я покупаю разбитые вазы красивых богатых оттенков.
- Вы даете какие-либо рекомендации - как ставить Ваши работы в интерьере, как за ними ухаживать?
- Обычно я говорю, что мокрой тряпкой бронзу нельзя вытирать, так как она окисляется, - это наиболее распространенная ошибка. Даю рекомендации, как поставить работу не слишком низко или не слишком высоко.
- Вы универсальный мастер - рисуете, делаете работы в металле, стекле, камне...
- Рисую я редко. Только когда нахожусь в стрессовой ситуации, чтобы внутренне успокоиться. Я считаю, что рисунки не должны быть коммерческими, это то, что у тебя внутри, какая-то философия, какие-то мысли, ощущения. Я думаю о мире, о странах, о людях, о различных ситуациях - все это я передаю в контексте с 2-3 смыслами. Это новые рисунки, я их еще ни разу не выставлял. Это работы, нарисованные не раньше трех лет, есть рисунки 10-15-летней давности.
- Можете назвать работу, которая Вам особо запомнилась?
- Примерно 90 процентов работ для меня особенные, некоторые забываю. В этом году я был в Баку и был в гостях у одного режиссера, который купил у меня работу в 1991 году. Я увидел свои работы спустя много лет - это было так забавно. Много моих работ находится в коллекциях в разных странах мира: в Германии, США, Канаде.
В Нью-Йорке у меня была выставка с моей дочкой Наргиз. Она выставляла живопись, а я - скульптуру.
Я делаю скульптуры только в одном экземпляре. Мне незачем их тиражировать, мне нужно идти дальше. И у меня нет задачи зарабатывать большие деньги. Для меня важно заниматься искусством, делать все лучше и лучше. Развитие продолжается - я выхожу на объемное стекло, что очень трудно. Все зависит от материалов, иногда от случайностей. Тот чисто бронзовый этап остался далеко позади.
Иногда, когда приходят мои друзья, я делаю портреты, этюды. Однажды у меня в гостях была китайская делегация, и я нарисовал портрет одного из них, лицо которого мне показалось пластичным.
Когда говоришь “пластика лица” или “интересное лицо”, многие не понимают, что это на самом деле значит. Это может быть с обычной точки зрения некрасивое лицо или безобразное, но с художественной точки зрения оно представляет интерес, потому что оно необыкновенное, единственное в своем роде. Через несколько месяцев мне пришло приглашение преподавать в университете в Китае, но мне нужно было уезжать в Канаду, поэтому я отказался.
Через несколько лет я в составе канадской делегации поехал на международный симпозиум в Китай в город Чангчун, где расположен самый большой в мире парк скульптур. Организаторам понравилась одна моя работа из бронзы, и они попросили меня сделать ее высотой 3 метра для этого парка. Меня интересуют большие монументальные работы, а здесь, в Казахстане, их невозможно сделать.
- Расскажите о случае, связанном с Аркадием Райкиным.
- Это было давно. Аркадий Райкин был моим первым меценатом. В 1976 году я вместе с шестью другими художниками и скульпторами сделал выставку. Он обратил на меня внимание, пригласил на свой концерт и подарил мне фотографию с подписью, а я ему - свою работу.
- Вы много путешествуете, как это отразилось на вашем творчестве?
- Конечно, когда видишь мир, это накладывает отпечаток на творчество. Каждые два года я куда-нибудь уезжаю. В этом году я пропустил один симпозиум. Бытовые проблемы отнимают очень много времени. Я не могу между делом взять молоток и делать скульптуру. Нужно настроиться, собрать мысли, отвлечься от всего. Нельзя без чувства делать скульптуру, а то получится одна техника. Мне нужно, чтобы меня не трогал никто 4-5 часов в день, но я могу и дольше работать. Иногда я делаю скульптуру, а тут стук в дверь - друзья пришли. Я приглашаю их войти, но все равно продолжаю работать.
- Когда Вы наиболее продуктивно работаете, в какое время к Вам приходит муза?
- Например, утром я ничего не соображаю. Я себя заставляю работать, но занимаюсь только технической работой: делаю каркас, плавлю стекло. Уже с заходом солнца я начинаю разрабатывать композиции, появляются какие-то идеи, которые я воплощаю в пластилине, в воске.
Проанализировав, я понял, что лучшие идеи приходят, когда я очень сильно устал, хочу поспать, отдохнуть, но этого делать нельзя. Тогда я продолжаю думать, состыковывать материалы, резать металл, и потом идея приходит. Начинаешь делать, смотришь - уже половина второго ночи. Невозможно ощутить время, потому что, мне кажется, ты находишься уже в другом времени - это самое главное. Если я засну или просто отдохну, то ничего не будет.
Видимо, приходит какая-то энергия, когда ты находишься между сном и явью. Я лежу - не сплю, но и не бодрствую - и начинаю в голове рисовать: объем, размер, трехмерность, поворачиваю работу и так далее. Если все получилось и меня никто не растревожил, тогда я рисую это на бумаге, делаю эскиз, отставляю и смотрю на него только через несколько дней: нормально-ненормально, годится-негодится. Только я сам, мои чувства могут сказать, что работа годится. Разумом можно только определить размер, материал.
Человечество ушло от чувств, осталась только их малая часть. Многие художники даже не могут это вызвать в себе. Такое чувство не может быть в человеке постоянно, только у влюбленных так может быть. Нужно хоть головой об стенку биться, но выйти на тот канал чувства, который приведет тебя к произведению. А для того, чтобы его найти, нужна информация, которую в наш век легко найти. Нужно смотреть, что в мире делается, кто какие работы делает.
Известный скульптор
Эдуард Казарян так отзывается о работах Вагифа Рахманова:
- Вагиф Рахманов очень интересный разноплановый скульптор, честно идущий по выбранному пути всю жизнь. Для многих он может быть примером. Мне нравятся его ранние работы в камне и последние композиции с цветным стеклом.
Досье “НП”
Вагиф Рахманов родился в Баку (Азербайджан). В 1959 году окончил Бакинское художественное училище, в 1965-м - Московский государственный художественный институт имени Сурикова.
В 1965 году переехал в Казахстан. Член Союза художников CCCР с 1967 года, Союза художников Казахстана с 1991 года. В 1981 году получил звание заслуженного деятеля искусств Казахстана. В 1998 году переехал в Канаду. Член Общества скульпторов Канады с 1998 года. С 1964 по 2006 год принял участие в более 110 выставках в Казахстане и за рубежом.
На его счету около 20 персональных выставок в Казахстане, Канаде, Узбекистане, Таджикистане, Лихтенштейне, Азербайджане, США. Он принимал активное участие более чем в 20 групповых выставках и биеннале в Канаде, Азербайджане, Венгрии, Японии, Туркмении и Казахстане.
С 1972 по 2002 год участвовал в международных симпозиумах парковой скульптуры в Казахстане, Азербайджане, Кыргызстане, Турции, Китае, Германии, Мавритании, Болгарии, Польше.
В 1989 году Вагиф Рахманов стал обладателем диплома II степени и бронзовой медали на выставке художников Средней Азии и Казахстана в Ашхабаде, а также диплома I степени и золотой медали на биеннале скульптуры в Баку. В 1999 году он стал лауреатом в номинации “Лучшая скульптура” на 14-й ежегодной Художественной выставке-конкурсе в Скарборо.
Его работы находятся в музейных и общественных коллекциях в Казахстане, Узбекистане, Азербайджане, Кыргызстане, Великобритании, Турции, России, Украине, Китае, Германии, Мавритании, Болгарии, Польше, Венгрии, США, Корее.
Живет и работает в Алматы и Торонто (Канада). |