ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Этюды в голубых тонах Культура

Ольга Шишанова
Айнабек Оспанов как график состоялся в 1980-х годах, увлекался живописью и в то же время занимал пост председателя Союза художников Южно-Казахстанской области. Сегодня он - директор музея изобразительных искусств Шымкента, а искусствоведы до сих пор отзываются о нем как об одной из ярких фигур казахстанского искусства, творчество которого сформировалось в конце прошлого столетия. Сам художник шутит над собой, утверждая, что его собственную живопись он считает сюрреалистичной, поскольку у него много сравнительных образов, мифических и анималистических композиций

 

alt

Действительно, Оспанову всегда были не чужды потусторонние миры, где царят фантастические существа, как, например, в сериях “Елес” или “Высота”. А некоторые работы и вовсе “говорят” на языке сказок и легенд, как в триптихе “Птица счастья” или в серии “Баян батыр”. В то же время он является автором многочисленных графических серий и книжных иллюстраций. С самого начала художник в своем творчестве развивался интересно и динамично, остро воспринимая свое время и ощущая его потребности. Потому что кроме всего прочего со своими коллегами еще и создал монументальные комплексы в таких городах, как Тараз, Кызылорда, Актау, Актобе и Шымкент. Работал над памятниками Мухаммеду Хайдару Дулати, Хаджимукану Мунайтпасову, Ахмету Жубанову и Капал-батыру, а также явился автором идеи проекта и руководителем творческой группы первой картины-эпопеи “Қазак елi” и “Тарихнама”.
Многие черты творческого развития Айнабека Оспанова связаны еще и с тем периодом в жизни страны, на который пришлось его творческое формирование. Начиная с середины 80-х годов художник активно развивался, испытывая на себе воздействие различных художественных тенденций, пробуя себя в различных материалах и техниках, среди которых ему в дальнейшем ближе всего станут офорт и цветная линогравюра. Именно в этих техниках выполнены его лучшие графические серии того времени - “Переход”, “Песнь труда”, “Родственники”.
Со временем к мастерству художника прибавилось серьезное осмысление современности, тех его проблем, с которыми столкнулся казахский народ в ходе историко-политических катаклизмов. Метафоричность образов произведений конца 80-х годов уступила место в его работах драматическому подтексту, а также упорному и смелому отстаиванию идеалов и ценностей в серии “Декабристы”.
А вот в листах “Высота” начала 90-х годов уже можно было уловить скрытый смысл, порожденный реакцией на проблемы того времени, где в то же время духовно-нравственные изыскания Оспанова закономерно привели к изменению пластического языка, обострив творческие поиски. В бесхитростных, на первый взгляд, сюжетах этой серии появились эмоциональная насыщенность, острота образов и символики. Кроме того, не нужно забывать и том, что в те годы графика чаще и больше говорила ассоциативным языком, олицетворяющем собой символы светлого и темного, добра и зла.
Поиск новых идей и откровений со временем привел Айнабека Оспанова к живописи. Пробуя свои силы в этом виде искусства, он интересно заявил о себе картинами символического характера, такими как “Птица счастья”, “Џлы кљн”, “Высокий полет”, “Ритуальный день” и “Возвращение ангелов”. Они, пожалуй, оказались наиболее близки ретроспективной тенденции, которая была характерна для национальной живописи последних двух десятилетий, обращенной к поискам и возрождению этнокультурной идентичности. В изящных, декоративно-плоскостных по стилю картинах художника словно оживал мир далеких, пришедших к нам из глубины веков, легенд и сказок. Сюжеты их очень просты. Вот застыли на вздыбленных лошадях друг напротив друга два всадника в произведении “Жерім љшін” или обнялись счастливые влюбленные на лошади, умчавшиеся от всех в далекие степные просторы. Произведения художника были воздушны, лаконичны, а выбор им пастельных оттенков цвета для своих картин - нежно-голубых или молочно-кофейных - помогает разглядеть в его творческой манере все новые грани мастера колорита, новые грани торческой и неугомонной натуры художника.
К слову, по словам самого художника, большое значение в формировании стиля Айнабека Оспанова сыграло влияние его педагога, известного мастера Тимура Ордабекова, а также поддержка таких мэтров, как Макум Кисаметдинов и Евгений Сидоркин.
И еще одна страничка его жизни, которой гордится художник. Это его работа на посту директора музея изобразительных искусств Шымкента. Там еще в прошлом году открылась необычная экспозиция, посвященная 550-летию Казахского ханства. И все произведения изобразительного искусства отражали историю становления государства, рассказывали о батырах и жырау, о жизни и быте кочевников.

 

 

“В большом зале музея было представлено 100 работ. Авторы - южноказахстанские художники, были картины из Актау, Астаны, Павлодара, Караганды, Кызылорды. Принимались те работы, в которых авторам удалось передать дух того времени”, - сообщил Айнабек Оспанов. Вниманию посетителей были представлены полотна, написанные маслом. Были гобелены и даже холсты из кожи. А в соседних залах открыты были не менее интересные экспозиции. Кстати, в одной из них оказались представлены раритетные картины.
По словам Оспанова, эти полотна достались им от историко-краеведческого музея. Они были собраны с 1939 года и сохранились в первозданном виде. Здесь были представлены картины известных мастеров кисти XX-XXI веков, среди которых оказались и художники из Шымкента, по картинам которых можно было проследить путь развития города. А еще узнать о трудовых подвигах крестьян во время сбора урожая, о том, как в городе возводили гигантский цементный завод и другие крупные производства. Можно было увидеть и то, как менялся Шымкент, каким он был в 1962 году и каким стал, скажем, в 1970 году. В самом необычном, стеклянном зале, музея расположилась фотовыставка, посвященная Ассамблее народа Казахстана. Здесь под названием “Достык” были собраны фотоработы о дружбе и единстве разных национальностей, проживающих в ЮКО. Здесь же был представлен и своеобразный отчет о ярких мероприятиях, посвященных толерантности и единству.

 

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение