|
Ольга Шишанова Айнабек Оспанов как график состоялся в 1980-х годах, увлекался живописью и в то же время занимал пост председателя Союза художников Южно-Казахстанской области. Сегодня он - директор музея изобразительных искусств Шымкента, а искусствоведы до сих пор отзываются о нем как об одной из ярких фигур казахстанского искусства, творчество которого сформировалось в конце прошлого столетия. Сам художник шутит над собой, утверждая, что его собственную живопись он считает сюрреалистичной, поскольку у него много сравнительных образов, мифических и анималистических композиций
|
Действительно, Оспанову всегда были не чужды потусторонние миры, где царят фантастические существа, как, например, в сериях “Елес” или “Высота”. А некоторые работы и вовсе “говорят” на языке сказок и легенд, как в триптихе “Птица счастья” или в серии “Баян батыр”. В то же время он является автором многочисленных графических серий и книжных иллюстраций. С самого начала художник в своем творчестве развивался интересно и динамично, остро воспринимая свое время и ощущая его потребности. Потому что кроме всего прочего со своими коллегами еще и создал монументальные комплексы в таких городах, как Тараз, Кызылорда, Актау, Актобе и Шымкент. Работал над памятниками Мухаммеду Хайдару Дулати, Хаджимукану Мунайтпасову, Ахмету Жубанову и Капал-батыру, а также явился автором идеи проекта и руководителем творческой группы первой картины-эпопеи “Қазак елi” и “Тарихнама”. Многие черты творческого развития Айнабека Оспанова связаны еще и с тем периодом в жизни страны, на который пришлось его творческое формирование. Начиная с середины 80-х годов художник активно развивался, испытывая на себе воздействие различных художественных тенденций, пробуя себя в различных материалах и техниках, среди которых ему в дальнейшем ближе всего станут офорт и цветная линогравюра. Именно в этих техниках выполнены его лучшие графические серии того времени - “Переход”, “Песнь труда”, “Родственники”. Со временем к мастерству художника прибавилось серьезное осмысление современности, тех его проблем, с которыми столкнулся казахский народ в ходе историко-политических катаклизмов. Метафоричность образов произведений конца 80-х годов уступила место в его работах драматическому подтексту, а также упорному и смелому отстаиванию идеалов и ценностей в серии “Декабристы”. А вот в листах “Высота” начала 90-х годов уже можно было уловить скрытый смысл, порожденный реакцией на проблемы того времени, где в то же время духовно-нравственные изыскания Оспанова закономерно привели к изменению пластического языка, обострив творческие поиски. В бесхитростных, на первый взгляд, сюжетах этой серии появились эмоциональная насыщенность, острота образов и символики. Кроме того, не нужно забывать и том, что в те годы графика чаще и больше говорила ассоциативным языком, олицетворяющем собой символы светлого и темного, добра и зла. Поиск новых идей и откровений со временем привел Айнабека Оспанова к живописи. Пробуя свои силы в этом виде искусства, он интересно заявил о себе картинами символического характера, такими как “Птица счастья”, “Џлы кљн”, “Высокий полет”, “Ритуальный день” и “Возвращение ангелов”. Они, пожалуй, оказались наиболее близки ретроспективной тенденции, которая была характерна для национальной живописи последних двух десятилетий, обращенной к поискам и возрождению этнокультурной идентичности. В изящных, декоративно-плоскостных по стилю картинах художника словно оживал мир далеких, пришедших к нам из глубины веков, легенд и сказок. Сюжеты их очень просты. Вот застыли на вздыбленных лошадях друг напротив друга два всадника в произведении “Жерім љшін” или обнялись счастливые влюбленные на лошади, умчавшиеся от всех в далекие степные просторы. Произведения художника были воздушны, лаконичны, а выбор им пастельных оттенков цвета для своих картин - нежно-голубых или молочно-кофейных - помогает разглядеть в его творческой манере все новые грани мастера колорита, новые грани торческой и неугомонной натуры художника. К слову, по словам самого художника, большое значение в формировании стиля Айнабека Оспанова сыграло влияние его педагога, известного мастера Тимура Ордабекова, а также поддержка таких мэтров, как Макум Кисаметдинов и Евгений Сидоркин. И еще одна страничка его жизни, которой гордится художник. Это его работа на посту директора музея изобразительных искусств Шымкента. Там еще в прошлом году открылась необычная экспозиция, посвященная 550-летию Казахского ханства. И все произведения изобразительного искусства отражали историю становления государства, рассказывали о батырах и жырау, о жизни и быте кочевников.
“В большом зале музея было представлено 100 работ. Авторы - южноказахстанские художники, были картины из Актау, Астаны, Павлодара, Караганды, Кызылорды. Принимались те работы, в которых авторам удалось передать дух того времени”, - сообщил Айнабек Оспанов. Вниманию посетителей были представлены полотна, написанные маслом. Были гобелены и даже холсты из кожи. А в соседних залах открыты были не менее интересные экспозиции. Кстати, в одной из них оказались представлены раритетные картины. По словам Оспанова, эти полотна достались им от историко-краеведческого музея. Они были собраны с 1939 года и сохранились в первозданном виде. Здесь были представлены картины известных мастеров кисти XX-XXI веков, среди которых оказались и художники из Шымкента, по картинам которых можно было проследить путь развития города. А еще узнать о трудовых подвигах крестьян во время сбора урожая, о том, как в городе возводили гигантский цементный завод и другие крупные производства. Можно было увидеть и то, как менялся Шымкент, каким он был в 1962 году и каким стал, скажем, в 1970 году. В самом необычном, стеклянном зале, музея расположилась фотовыставка, посвященная Ассамблее народа Казахстана. Здесь под названием “Достык” были собраны фотоработы о дружбе и единстве разных национальностей, проживающих в ЮКО. Здесь же был представлен и своеобразный отчет о ярких мероприятиях, посвященных толерантности и единству.
Астана |