|
Ольга Шишанова В нынешнем августе ему бы исполнилось девяносто лет... Весельчак и автор грустных картин, певец уходящего прошлого и мучительной ностальгии о будущем. Это Сахи Романов, народный художник Казахстана, чье творчество всегда, невзирая ни на что, было жизнеутверждающим
Середина 50-х годов для художественной жизни Казахстана была периодом обновления творческих сил. В эти годы в Алма-Ату вернулись после окончания вузов Москвы и Ленинграда молодые художники. Среди них Сахи Романов, окончивший Всесоюзный институт кинематографии в Москве. Вступив на путь художника кино, он сразу проявил творческую личность в характере отношения к изображаемому, в самом взгляде на вещи.
Рассматривая работы Сахи Романова, понимаешь, что все лучшее в человеческой культуре шло к утверждению прекрасного через свет радости и доброты, через солнечную палитру веры. Волосы, спускающиеся до плеч, крутой высокий лоб, раскатисто рокочущий баритон при царской посадке головы и орлином профиле - таким запомнили артистическую внешность художника, натуры эмоциональной и щедро одаренной. И это проявлялось во всем, и прежде всего, конечно, в его творчестве. Потому что картины Сахи всегда будут вовлекать зрителя в свое удивительное действо, подобное театрализованному представлению, в настоящее пиршество красок. То это контрастные перепады охры и оранжевого, зелени и ультрамарина в масштабах гор и степей в произведении “Под небом Родины”, то сияющее молодостью прекрасное лицо смуглой казашки на фоне горного ландшафта в портрете “Турсун”, то безмерная ширь степи, охваченной пожаром медленно разрастающегося закатного зарева.
Но все-таки его настоящее призвание было “художник кино”. Окончив Всесоюзный институт кинематографии в Москве с дипломом художника-постановщика кино, Сахи Романов начал в 1955 году работу на киностудии “Казахфильм”, параллельно работая над графической серией, посвященной казахскому эпосу. Позже они объединятся в книге “Алдар-Косе”, где образы Жиренше, баев, бедняков, сказочных персонажей станут синонимами, пластическим выражением шедевров национального фольклора. Лукавые, забавные, обаятельные, они сразу обретут собственную, самую благодарную аудиторию - детей. Приключения героя народных сказаний Алдара-Косе, неунывающего пересмешника и балагура, необычайно увлекли тогда Сахи. Виртуозной сочной линией живописал он образы - яркие, колоритные, в которых прочитывался национальный характер, независимо от того, кого изображал художник - бая или бедняка.
На “Казахфильме” Сахи Романов создал вместе с режиссерами и свои уникальные эскизы к фильмам “Крылья песни”, “Следы уходят за горизонт”, “Дорога в тысячу верст”, “Кулагер”, “У подножья Наизатас”. Там же, в 1969 году, художник написал портрет друга и единомышленника Шакена Айманова. И сделал это за один сеанс, хотя поиск образа был долгим. “Съемки фильма “У подножья Найзатас” велись в знаменитом Баянауле, на родине Шакена. На фоне величественного озера Торайгыр крупным планом изобразил Сахи его лицо: изрезанное морщинами, испещренное следами раздумий, жизненных радостей и невзгод, оно само как часть природы. “Сын, которым может гордиться народ. Мне хотелось, чтобы он таким предстал перед теми, кто его знал”, - искусствоведы говорят, что эти слова Сахи Романова могли быть прежде всего о нем самом. Как и его убежденность в том, что “искусство должно делаться сердцем”.
Сегодня трудно отдать предпочтение какому-либо одному из тех видов творчества, к которым обращался неуемный темперамент художника, полнокровно и целостно выражая свое “я” в каждом из них. Так же, как нельзя назвать бездумной беспечностью настрой этих брызжущих энергией и радостью жизни его работ, но жизнелюбие, бьющее через край, открытое приятие мира, любой мелочи жизни будет пленять зрителя с первого взгляда и навсегда. И останется в памяти сердца надолго, согревая и оберегая. Подлинное искусство можно отличить именно по этому свойству. Оно, говорят искусствоведы, подлинная характеристика мастера и человека. А вот имя художника у всех ассоциировалось с псевдонимом, избранным, словно для придания ему некой экзотичности, однако все было намного проще. Биография Сахи, как и многих других его сверстников, детей репрессированных “врагов народа”, казахской обеспеченной и высокообразованной интеллигенции и духовенства, была связана с годами сиротства и детским домом. Там он и получил имя, внесенное затем в метрики и в последующую судьбу.
Родился же Сахи в Центральном Казахстане, среди гор, ручьев и боров Каркаралы, под Карагандой. И об этой земле помнила его душа всегда, хотя и прожил художник в Алматы. Как истинный кочевник, объездил он каждую пядь земли казахской, наблюдая жизнь родного народа, и именно этим впечатлениям обязаны ему зрители за ту безмерно многообразную палитру красок, которую привносил в дар художник в своих полотнах. Задумываясь над судьбами своего народа, он понял необходимость приобщения его к искусству с малолетства, нежного детского возраста, пока душа человека не зачерствела от житейских забот и неурядиц. Когда она еще так чутко реагирует на всю красоту земную и небесную. Потому, когда земляки обратились к нему с просьбой об организации музея его картин в родном районе, он откликнулся всем сердцем и подарил им множество своих произведений. Сегодня в каждом музее Казахстана и далеко за его пределами представлены солнечные и грустные полотна Сахи Романова, есть его графика и книжные иллюстрации. Знают его творчество и поклонники кинематографа. Сверкающая палитра мира, которая была заключена в красках родной земли, вдохновляла его всегда. Объездив многие страны, возвращаясь в родной дом полным впечатлений, он вновь и вновь обращал свои взоры к любимой им степи. Всегда рассказывая друзьям и искусствоведам легенду о белых птицах, что жили у изножья гор, вблизи воды - будто речь шла о нем, будто он был одной из тех птиц, чья “ослепительная белизна и гордый нрав отличали это племя по имени аћћу, чьи гортанные голоса на рассвете будили обитателей прибрежных камышей, а размах крыльев - серебряных и нежных - будил воображение всякого видящего. Как и высокий, плавный полет или скольжение по тихой вечерней воде и щемящая душу, безмерная красота несравненного племени птиц и память песен-стихов, что звучат по сей день над горами, морями и степью”.
Астана |