ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Сахи Романов - сегодня и навсегда! Культура

Ольга Шишанова
В нынешнем августе ему бы исполнилось девяносто лет... Весельчак и автор грустных картин, певец уходящего прошлого и мучительной ностальгии о будущем. Это Сахи Романов, народный художник Казахстана, чье творчество всегда, невзирая ни на что, было жизнеутверждающим

 

Середина 50-х годов для художественной жизни Казахстана была периодом обновления творческих сил. В эти годы в Алма-Ату вернулись после окончания вузов Москвы и Ленинграда молодые художники. Среди них Сахи Романов, окончивший Всесоюзный институт кинематографии в Москве. Вступив на путь художника кино, он сразу проявил творческую личность в характере отношения к изображаемому, в самом взгляде на вещи.

 

 

Рассматривая работы Сахи Романова, понимаешь, что все лучшее в человеческой культуре шло к утверждению прекрасного через свет радости и доброты, через солнечную палитру веры. Волосы, спускающиеся до плеч, крутой высокий лоб, раскатисто рокочущий баритон при царской посадке головы и орлином профиле - таким запомнили артистическую внешность художника, натуры эмоциональной и щедро одаренной. И это проявлялось во всем, и прежде всего, конечно, в его творчестве. Потому что картины Сахи всегда будут вовлекать зрителя в свое удивительное действо, подобное театрализованному представлению, в настоящее пиршество красок. То это контрастные перепады охры и оранжевого, зелени и ультрамарина в масштабах гор и степей в произведении “Под небом Родины”, то сияющее молодостью прекрасное лицо смуглой казашки на фоне горного ландшафта в портрете “Турсун”, то безмерная ширь степи, охваченной пожаром медленно разрастающегося закатного зарева.

Но все-таки его настоящее призвание было “художник кино”. Окончив Всесоюзный институт кинематографии в Москве с дипломом художника-постановщика кино, Сахи Романов начал в 1955 году работу на киностудии “Казахфильм”, параллельно работая над графической серией, посвященной казахскому эпосу. Позже они объединятся в книге “Алдар-Косе”, где образы Жиренше, баев, бедняков, сказочных персонажей станут синонимами, пластическим выражением шедевров национального фольклора. Лукавые, забавные, обаятельные, они сразу обретут собственную, самую благодарную аудиторию - детей.
Приключения героя народных сказаний Алдара-Косе, неунывающего пересмешника и балагура, необычайно увлекли тогда Сахи. Виртуозной сочной линией живописал он образы - яркие, колоритные, в которых прочитывался национальный характер, независимо от того, кого изображал художник - бая или бедняка.


 

На “Казахфильме” Сахи Романов создал вместе с режиссерами и свои уникальные эскизы к фильмам “Крылья песни”, “Следы уходят за горизонт”, “Дорога в тысячу верст”, “Кулагер”, “У подножья Наизатас”. Там же, в 1969 году, художник написал портрет друга и единомышленника Шакена Айманова. И сделал это за один сеанс, хотя поиск образа был долгим. “Съемки фильма “У подножья Найзатас” велись в знаменитом Баянауле, на родине Шакена. На фоне величественного озера Торайгыр крупным планом изобразил Сахи его лицо: изрезанное морщинами, испещренное следами раздумий, жизненных радостей и невзгод, оно само как часть природы. “Сын, которым может гордиться народ. Мне хотелось, чтобы он таким предстал перед теми, кто его знал”, - искусствоведы говорят, что эти слова Сахи Романова могли быть прежде всего о нем самом. Как и его убежденность в том, что “искусство должно делаться сердцем”.

 

 

Сегодня трудно отдать предпочтение какому-либо одному из тех видов творчества, к которым обращался неуемный темперамент художника, полнокровно и целостно выражая свое “я” в каждом из них. Так же, как нельзя назвать бездумной беспечностью настрой этих брызжущих энергией и радостью жизни его работ, но жизнелюбие, бьющее через край, открытое приятие мира, любой мелочи жизни будет пленять зрителя с первого взгляда и навсегда. И останется в памяти сердца надолго, согревая и оберегая. Подлинное искусство можно отличить именно по этому свойству. Оно, говорят искусствоведы, подлинная характеристика мастера и человека.
А вот имя художника у всех ассоциировалось с псевдонимом, избранным, словно для придания ему некой экзотичности, однако все было намного проще. Биография Сахи, как и многих других его сверстников, детей репрессированных “врагов народа”, казахской обеспеченной и высокообразованной интеллигенции и духовенства, была связана с годами сиротства и детским домом. Там он и получил имя, внесенное затем в метрики и в последующую судьбу.

 

 

Родился же Сахи в Центральном Казахстане, среди гор, ручьев и боров Каркаралы, под Карагандой. И об этой земле помнила его душа всегда, хотя и прожил художник в Алматы. Как истинный кочевник, объездил он каждую пядь земли казахской, наблюдая жизнь родного народа, и именно этим впечатлениям обязаны ему зрители за ту безмерно многообразную палитру красок, которую привносил в дар художник в своих полотнах. Задумываясь над судьбами своего народа, он понял необходимость приобщения его к искусству с малолетства, нежного детского возраста, пока душа человека не зачерствела от житейских забот и неурядиц. Когда она еще так чутко реагирует на всю красоту земную и небесную. Потому, когда земляки обратились к нему с просьбой об организации музея его картин в родном районе, он откликнулся всем сердцем и подарил им множество своих произведений.
Сегодня в каждом музее Казахстана и далеко за его пределами представлены солнечные и грустные полотна Сахи Романова, есть его графика и книжные иллюстрации. Знают его творчество и поклонники кинематографа. Сверкающая палитра мира, которая была заключена в красках родной земли, вдохновляла его всегда. Объездив многие страны, возвращаясь в родной дом полным впечатлений, он вновь и вновь обращал свои взоры к любимой им степи. Всегда рассказывая друзьям и искусствоведам легенду о белых птицах, что жили у изножья гор, вблизи воды - будто речь шла о нем, будто он был одной из тех птиц, чья “ослепительная белизна и гордый нрав отличали это племя по имени аћћу, чьи гортанные голоса на рассвете будили обитателей прибрежных камышей, а размах крыльев - серебряных и нежных - будил воображение всякого видящего. Как и высокий, плавный полет или скольжение по тихой вечерней воде и щемящая душу, безмерная красота несравненного племени птиц и память песен-стихов, что звучат по сей день над горами, морями и степью”.

 

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение