ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Серебряные напевы Сары-Арки Культура

Ольга Шишанова
В Военно-историческом музее Национального военно-патриотического центра Вооруженных сил РК открылась персональная выставка известного казахстанского художника и ювелира Амана Мукажана “Аңыз дала”

 

Аман Мукажанов родом из Семипалатинска. Выпускник Алма-Атинского государственного театрально-художественного института, член Совета художников РК, академик Казахстанской академии искусств, член Совета дизайнеров Казахстана, кавалер ордена Фаберже высшей степени и участник многих республиканских и международных выставочных проектов. Но все эти регалии не затмевают в нем главного - пытливого ума художника, терпения истинного зергера и поисков настоящего мастера своего дела.

 

 

Путь Амана Мукажанова в искусство начался еще в раннем детстве, когда он наблюдал за работой дедушки с бабушкой - народных мастеров. Став старше, он постепенно вовлекался в творчество - вместе с другими детьми собирал в горах травы для изготовления натуральных красителей, которыми женщины в их ауле окрашивали шерсть для ковров, сырмаков и алаша. Так мальчик рос в атмосфере не только труда, но и творчества. Его дедушка был не только зергером, но и вообще мастером на все руки. Охотился на лис, выделывал шкуры, ковал конское снаряжение, изготавливал из цельного куска дерева седла. Нужно ли говорить о том, что тот, кто делал седла, должен был быть и скульптором, и ювелиром, и художником по металлу, то есть владеть технологиями ковки, тиснения и вышивания по коже, работы с камнями и эмалью. Будущий художник жадно впитывал уроки старших, и эти незабываемые детские впечатления, яркие краски родной природы, легенды и предания обусловили его страстное желание выразить себя в творчестве. Поэтому уже в школе мальчик делал свои первые незамысловатые колечки, которые раздаривал девочкам на 8 Марта. Позднее мечта привела Амангельды в Семипалатинский педагогический институт, где он познакомился с европейскими художественными традициями, а затем и в академию имени Жургенова на декоративно-прикладной факультет, где его учителями были Канафия Тельжанов и Еркин Мергенов. Именно в академии юноша всерьез увлекся ювелирным искусством, начал изучать региональные стилевые особенности, делать копии как традиционных казахских украшений, так и древних сакских археологических находок. Кропотливо работал в мастерской в традиционных техниках - гравировке, зерни, филиграни, скани, эмали. Серьезно изучал археологию и историю Казахстана, время Великого Шелкового пути, с которым у него ассоциируется коралл. По его словам, этот поделочный камень, которым бабушки украшали свои кемешеки, попадал в Казахстан именно по Шелковому пути. Сердолик издавна олицетворял богатство, открытую дорогу. Бирюза - цвет неба, Тенгри.

 

 

Не случайно название нынешней выставки “Аңыз дала” говорит само за себя, потому что творчество Амана Мукажана считают воплощением лучших традиций казахского народного ювелирного искусства и актуальных современных стилей.
Всем ювелирным работам мастера свойственна объемность, масштабность, замысловатость и одновременно простота сюжетов, соединение зооморфных и антропоморфных элементов, богатство художественных образов и особое внимание к деталям. В богатом творческом наследии мастера - браслеты, перстни, подвески, серьги. Их много, очень много, ведь только на выставке представлено более 160 ювелирных изделий. В коллекции Амана Мукажанова - искусно изготовленные женские украшения. Он инкрустирует их полудрагоценными камнями, используя в декоре кость с тонкой резьбой, цветные эмали. Также мастерски использует такие древние техники, как зернь, филигрань и другие испокон веков известные казахским зергерам техники. Произведения Мукажанова современны, но вместе с тем в них считываются и архаичные образы. Автору удается сочетать сложность конструктивных форм с многогранностью символов и знаков, давая возможность зрителю по-своему расшифровывать скрытый смысл. Не зря искусствоведы отмечают, что творчество художника - это синтез ювелирного искусства, скульптуры и прикладного искусства. И каждое свое произведение Мукажанов стремится довести до совершенства и подчеркнуть красоту любимого благородного металла - серебра - как символа чистоты и светлой жизни.
Что же касается картин мастера, то на выставке было представлено около 30 работ, которые выполнены им в совершенно разнообразных техниках - масло, акварель, есть и графические произведения. Но все они демонстрируют безграничную любовь к просторам казахской степи и непреходящее чувство восхищения своей Родиной.

 

 

Опираясь на традиции казахского искусства, Аман успешно работает в них над созданием новых пластических форм. Его работы имеют ярко выраженный авторский почерк. Каким-то из них свойственна массивность, тщательная проработанность деталей. В каких-то формообразующих принципах автор обращается к таким архетипам, как круг, спираль, прямоугольник, зигзаг, невольно относя зрителей к архаичному прошлому с его верой в силу оберегов, в их охранно-благожелательные свойства. Большое внимание Мукажанов уделяет фактуре, мастерски сочетая объемные формы с плоскостным решением. Комбинируя различные материалы, Аман добивается гармоничного сочетания всех деталей произведения. При этом далеко не последнее место в его работах играет цвет. Чтобы реализовать свои идеи, он использует цветную эмаль, позолоту, дерево, кость, камни, добиваясь яркой образности и целостности произведений. Но его работы - это не только орнаментальные и абстрактные интерпретации, потому что множество произведений мастера имеют в основе сюжетные композиции, воплощающие тотемные знаки животных и птиц. Нередко героем миниатюрного мира становится и человек, но не как главный герой, а как часть целого. Кое-где видно перекликание с мотивами наскальных гравюр, а простота линий в замысловатых сюжетах придает работам значимость, добротность и высокое качество.

 

Фото Радмир Фахрутдинов

 

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение