|
Ольга Шишанова В Военно-историческом музее Национального военно-патриотического центра Вооруженных сил РК открылась персональная выставка известного казахстанского художника и ювелира Амана Мукажана “Аңыз дала”
Аман Мукажанов родом из Семипалатинска. Выпускник Алма-Атинского государственного театрально-художественного института, член Совета художников РК, академик Казахстанской академии искусств, член Совета дизайнеров Казахстана, кавалер ордена Фаберже высшей степени и участник многих республиканских и международных выставочных проектов. Но все эти регалии не затмевают в нем главного - пытливого ума художника, терпения истинного зергера и поисков настоящего мастера своего дела.
Путь Амана Мукажанова в искусство начался еще в раннем детстве, когда он наблюдал за работой дедушки с бабушкой - народных мастеров. Став старше, он постепенно вовлекался в творчество - вместе с другими детьми собирал в горах травы для изготовления натуральных красителей, которыми женщины в их ауле окрашивали шерсть для ковров, сырмаков и алаша. Так мальчик рос в атмосфере не только труда, но и творчества. Его дедушка был не только зергером, но и вообще мастером на все руки. Охотился на лис, выделывал шкуры, ковал конское снаряжение, изготавливал из цельного куска дерева седла. Нужно ли говорить о том, что тот, кто делал седла, должен был быть и скульптором, и ювелиром, и художником по металлу, то есть владеть технологиями ковки, тиснения и вышивания по коже, работы с камнями и эмалью. Будущий художник жадно впитывал уроки старших, и эти незабываемые детские впечатления, яркие краски родной природы, легенды и предания обусловили его страстное желание выразить себя в творчестве. Поэтому уже в школе мальчик делал свои первые незамысловатые колечки, которые раздаривал девочкам на 8 Марта. Позднее мечта привела Амангельды в Семипалатинский педагогический институт, где он познакомился с европейскими художественными традициями, а затем и в академию имени Жургенова на декоративно-прикладной факультет, где его учителями были Канафия Тельжанов и Еркин Мергенов. Именно в академии юноша всерьез увлекся ювелирным искусством, начал изучать региональные стилевые особенности, делать копии как традиционных казахских украшений, так и древних сакских археологических находок. Кропотливо работал в мастерской в традиционных техниках - гравировке, зерни, филиграни, скани, эмали. Серьезно изучал археологию и историю Казахстана, время Великого Шелкового пути, с которым у него ассоциируется коралл. По его словам, этот поделочный камень, которым бабушки украшали свои кемешеки, попадал в Казахстан именно по Шелковому пути. Сердолик издавна олицетворял богатство, открытую дорогу. Бирюза - цвет неба, Тенгри.
Не случайно название нынешней выставки “Аңыз дала” говорит само за себя, потому что творчество Амана Мукажана считают воплощением лучших традиций казахского народного ювелирного искусства и актуальных современных стилей. Всем ювелирным работам мастера свойственна объемность, масштабность, замысловатость и одновременно простота сюжетов, соединение зооморфных и антропоморфных элементов, богатство художественных образов и особое внимание к деталям. В богатом творческом наследии мастера - браслеты, перстни, подвески, серьги. Их много, очень много, ведь только на выставке представлено более 160 ювелирных изделий. В коллекции Амана Мукажанова - искусно изготовленные женские украшения. Он инкрустирует их полудрагоценными камнями, используя в декоре кость с тонкой резьбой, цветные эмали. Также мастерски использует такие древние техники, как зернь, филигрань и другие испокон веков известные казахским зергерам техники. Произведения Мукажанова современны, но вместе с тем в них считываются и архаичные образы. Автору удается сочетать сложность конструктивных форм с многогранностью символов и знаков, давая возможность зрителю по-своему расшифровывать скрытый смысл. Не зря искусствоведы отмечают, что творчество художника - это синтез ювелирного искусства, скульптуры и прикладного искусства. И каждое свое произведение Мукажанов стремится довести до совершенства и подчеркнуть красоту любимого благородного металла - серебра - как символа чистоты и светлой жизни. Что же касается картин мастера, то на выставке было представлено около 30 работ, которые выполнены им в совершенно разнообразных техниках - масло, акварель, есть и графические произведения. Но все они демонстрируют безграничную любовь к просторам казахской степи и непреходящее чувство восхищения своей Родиной.
Опираясь на традиции казахского искусства, Аман успешно работает в них над созданием новых пластических форм. Его работы имеют ярко выраженный авторский почерк. Каким-то из них свойственна массивность, тщательная проработанность деталей. В каких-то формообразующих принципах автор обращается к таким архетипам, как круг, спираль, прямоугольник, зигзаг, невольно относя зрителей к архаичному прошлому с его верой в силу оберегов, в их охранно-благожелательные свойства. Большое внимание Мукажанов уделяет фактуре, мастерски сочетая объемные формы с плоскостным решением. Комбинируя различные материалы, Аман добивается гармоничного сочетания всех деталей произведения. При этом далеко не последнее место в его работах играет цвет. Чтобы реализовать свои идеи, он использует цветную эмаль, позолоту, дерево, кость, камни, добиваясь яркой образности и целостности произведений. Но его работы - это не только орнаментальные и абстрактные интерпретации, потому что множество произведений мастера имеют в основе сюжетные композиции, воплощающие тотемные знаки животных и птиц. Нередко героем миниатюрного мира становится и человек, но не как главный герой, а как часть целого. Кое-где видно перекликание с мотивами наскальных гравюр, а простота линий в замысловатых сюжетах придает работам значимость, добротность и высокое качество.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |