|
Василина Воркова
На прошлой неделе в рамках Дней культуры Одессы в Алматы в Большом зале Консерватории прошел концерт одного из лучших исполнителей произведений Рахманинова в мире Алексея Ботвинова.
Перед концертом знаменитый украинский пианист дал эксклюзивное интервью для нашего корреспондента
- Алексей, какие произведения прозвучат сегодня в программе? Почему Вы выбрали именно их?
- Я выбрал произведения, которые люблю. Сначала я исполню “Чакону” Баха, потом - “Балладу №1” и “Ноктюрн” Шопена, “Элегию” и “4 прелюдии” Рахманинова. В конце - интересные произведения украинских авторов: “Погружение” одесского композитора Яна Фрейдлина - это музыка на грани джаза и new-age, а также “Ночную молитву” недавно ушедшего талантливого крымского композитора Алемдара Караманова. Я получил заказ от фирмы Sony на запись альбома с его произведениями, так что скоро имя Караманова станет очень известным.
- Какие у Вас любимые произведения?
- Есть много произведений, которые мне нравятся, но музыка Баха и Рахманинова наиболее любима. Я лауреат I Всесоюзного конкурса имени Рахманинова и Международного конкурса имени Баха в Лейпциге, поэтому Бах и Рахманинов сопровождают меня всю жизнь.
- Многие музыканты говорят, что слушают только классическую музыку. А Вы слушаете современную музыку?
- Да, я слушаю рок-музыку, джаз. Например, мне очень нравятся Goldplay, Radiohead, U2. Когда играешь одно, хочется послушать совершенно другое.
- Недавно Вы представили публике интересный проект - мультимедийный концерт, расскажите о нем.
- Проект мультимедийный концерт “Визуальная реальность музыки” прошел в Большом зале Одесской филармонии. Я исполнил произведения Баха, Скрябина, Рахманинова, Яна Фрейдлина, Алемдара Караманова, и виджеи группы “Видеоматикс” показали интересный видеоряд.
Идея такова: одна ее сторона творческая - совместить классическую музыку с изображением. Синтез искусств сейчас во всем мире очень востребован, различные новые явления и веяния очень интересны людям и в Европе, и в Азии - практически любой концерт проходит с видеорядом. С другой стороны, этим концертом я хотел заинтересовать молодежь, так как она привыкла не только слышать музыку, но и видеть. То есть в мире уже сложилась эстетика видеоклипов, и иногда бывает сложно, особенно молодым людям, слушать музыку в консерваторских и академических залах.
Таким образом, создается картинка, которая позволяет зацепиться: это что-то похожее на видеоклип - компьютерные эффекты, которые создаются непосредственно во время концерта, и прямая трансляция съемки лица и кистей рук пианиста, потому что зрителям очень нравится наблюдать за мастерством музыканта. Я думаю, что такой формат концерта в будущем будет очень востребован.
- Вас считают лучшим в мире исполнителем “Гольдберг-вариации” Баха. В чем особенность этого произведения и чем оно Вам так нравится?
- “Гольдберг-вариации” очень длинные - от 70 до 90 минут без перерыва, то есть пианист полтора часа играет без перерыва музыку, которую даже трудно запомнить. По большому счету, это энциклопедия музыки, как ее представлял себе Бах. Взяв за основу народную песенку “Когда бываешь ты со мною”, Бах сделал из нее арию в духе печальной сарабанды и сочинил к ней 30 вариаций, где использовал все известные на то время жанры.
И для музыканта это такая знаковая вещь - она очень сложная и технически, и эмоционально, и философски. Так получилось, что для меня это произведение стало визитной карточкой, оно получило признание в немецкоязычных странах - я его исполнял более двухсот раз.
- Были ли у Вас творческие кризисы и как Вы с ними справлялись?
- Творческие кризисы бывают у любого музыканта, периодически случаются и у меня. Как справиться? Надо верить в себя и не сдаваться, потому что если нет силы воли и желания преодолеть, казалось бы, непреодолимое, то карьера заканчивается очень быстро, а также необходимо действительно большое терпение.
- Вы много гастролируете, какие концерты Вам особенно запомнились?
- Во-первых, дебют в берлинской филармонии - я к нему очень долго готовился, потому что это такая Мекка для любого музыканта. Выступать там было действительно волнительно, так как эта великая сцена обязывает. В Азии очень интересно проходят концерты. Несколько раз я играл в Тайпее в зале на две тысячи мест, и после концерта стоит огромная очередь желающих взять автограф.
- А какая публика Вам больше нравится - западная, азиатская или постсоветская?
- По большому счету, публика, которая приходит на концерт, очень похожа, понятнее, конечно, постсоветская, потому что похожий менталитет, публика очень эмоциональная, и мне очень приятно играть. Сразу устанавливается контакт с залом, получаешь эмоциональный отклик, в других странах, чтобы установился контакт, требуется время. Везде публика по-разному реагирует, но это всегда очень интересно.
- На Западе очень популярны хаус-концерты. Играли ли Вы такие концерты и как Вы к ним относитесь?
- Я их очень часто играю и прекрасно к ним отношусь, потому что очень интересная форма подачи музыки - люди сидят совсем рядом, буквально “у тебя на голове”. Ты находишься с ними в очень близком контакте, устанавливается такая интимная обстановка, и ты испытываешь другое ощущение во время концерта. Ведь романтическая музыка писалась именно для такого формата - Шопен, Шуберт, Шуман.
- А в детстве Вас заставляли заниматься музыкой?
- Конечно, когда мне было 7-8 лет, мне было интересно в футбол поиграть, но музыку я тоже любил. А уже лет в 10, когда мозги становятся на место, меня не нужно было заставлять, поэтому я советую родителям контролировать детей до этого возраста.
- Вы можете дать совет, как молодому талантливому музыканту сейчас сделать карьеру на Западе?
- Раньше была система конкурсов, я начинал с них. Но сейчас конкурсов слишком много, поэтому звание лауреата почти ничего не дает. Нужно каким-то образом попасть на глаза крупному агентству или крупному дирижеру. Настал такой момент, когда нет какой-то налаженной схемы. Схема с конкурсами работала раньше, а новая еще не выстроена. Нужно просто максимально себя показывать во всех возможных форматах - домашних, публичных концертах, где угодно. То есть выступать, выступать и выступать в надежде на то, что вас кто-то услышит, - этому молодым людям стоит уделять больше внимания.
Досье “НП”
Алексей Ботвинов родился в Одессе в семье музыкантов, где начал заниматься у профессора С.Л.Могилевской, а затем в Одесской консерватории у профессора А.А.Кардашева. В 19 лет стал самым молодым участником и лауреатом I Всесоюзного конкурса имени Рахманинова в Москве (1983), после чего стал солистом Одесской филармонии и преподавателем консерватории. С 1987 по 1989 год был ассистентом-стажером в Московской консерватории. Является лауреатом международных конкурсов имени Баха в Лейпциге и имени Клары Шуман в Дюссельдорфе.
В 1993 году выступал с БСО под управлением В.Федосеева в Москве и с огромным успехом на открытии концертного сезона в Цюрихском Тонхалле. В 1994-1996 годах А. Ботвинов жил в Дюссельдорфе, где премьерой балета по “Детским сценам” Шумана началось его тесное сотрудничество со знаменитым швейцарским хореаграфом Хайнцем Шперли. С 1996 года Алексей Ботвинов живет в Одессе и сочетает активную гастрольную деятельность с позицией приглашенного солиста-пианиста Цюрихского балета.
С 1995 года Алексей Ботвинов играет “Гольдберг-вариации” Баха, ставшие “визитной карточкой” компании Х.Шперли. Результатом стали выступления практически во всех странах Европы, в Канаде, Японии, Израиле и Южной Африке. С 2001 года “Гольдберг-вариации” - в постоянном репертуаре балета Берлинской Дойче Опер.
Алексей Ботвинов выступал на многих музыкальных фестивалях, в том числе Шопеновском в Польше, Цюрихских Фестшпиле. В 2002 году был членом жюри V Международного конкурса имени Артура Рубинштейна в Польше. В мае 2003 года подписал эксклюзивный контракт с ведущим немецким музыкальным агентством “Ханс Адлер”. В августе 2003 года Алексей Ботвинов был “Артистом ин Резиденс” XV Международного фестиваля в Муртене (Швейцария), где сыграл 6 концертов соло и с оркестрами. |