|
Сауле Утегалиева
В Варшаве прошел XXIV Европейский семинар по этномузыкологии (ESEM), организованный Институтом музыкологии и Институтом искусств Польской академии наук
В работе семинара, проведение которого было приурочено к 60-летнему юбилею Института музыкологии и 50-летию Департамента этномузыкологии, приняли участие свыше 50 человек.
Особенно представительным оказался нынешний его состав. Среди них известные ученые, профессора: Д.Джиуриати (Италия) - бывший президент ESEM; У.Хеметек (Австрия) - член координационного комитета ESEM, представитель Института по исследованию народной музыки и этномузыкологии при Венском университете музыки и изобразительных искусств; Д.Монтегю (Великобритания) - видный этноинструментовед, автор свыше 200 работ по музыкальным инструментам народов мира. А кроме того, А.Чекановска (Польша) - почетный профессор Института музыкологии Варшавского университета, автор 8 книг и множества статей, посвященных разным проблемам изучения народной европейской, а также азиатской музыки; доктор Ф.Коувенхофен (Нидерланды) - исследователь китайской традиционной музыкальной культуры, и многие другие. В конференции принимали участие ученые из России, Литвы и Казахстана.
На конференции рассматривались три темы: “Музыкальные традиции в тоталитарных системах”, “Ревизия сравнительной музыкологии”, “На границах этномузыкологии: методы и техники”.
На мой взгляд, выбор Варшавы для научной дискуссии по указанным трем направлениям также не был случайным. Польская народная музыкальная культура развивалась неравномерно и пережила разные катаклизмы в эпоху социализма. Всесторонний анализ этих процессов с позиций XXI века представляет чрезвычайный интерес. Кроме того, сегодня Институт искусств Польской академии наук - один из ведущих мировых центров по разработке новых, преимущественно компьютерных методов в изучении народной музыки.
На конференции прозвучало много интересных докладов и на свободную тему, но наиболее разнообразно были представлены “Музыкальные традиции в тоталитарных системах”. Данная тема особенно актуальна для бывших советских республик. Общеизвестно, что тоталитарный режим, господствовавший долгое время в странах СНГ, нанес непоправимый ущерб развитию национальных культур, в том числе и музыкальных. Как показала конференция, само явление тоталитаризма имело место во многих странах мира, в Израиле, Вьетнаме. В ряде сообщений речь шла о влиянии нацизма на развитие народной музыки в Германии, Италии и других европейских странах.
Вторая секция “Сравнительная музыкология: ревизия” оказалась более компактной по составу участников. Критике подверглись как сам термин “сравнительная музыкология”, так и отдельные, используемые ею, методы и приемы. В этом контексте критически рассмотрена известная систематика музыкальных инструментов Э.Хорнбостеля и К.Закса. Весьма полезными оказались историко-типологические параллели между прошлым и настоящим, выявленные в развитии австрийской этномузыкологии, а также показанные на материале исторических коллекций Венского фонограммархива. Блестяще выступила А.Крузскинска-Циолковска (Польша), которая посвятила себя изучению перуанской музыкальной культуры Наска, а именно традиционным музыкальным инструментам: флейтам Пана, найденным в археологических экспедициях и впервые описанных в книге Р. и М.Д’Аркоурт.
В третьей секции “На границах этномузыкологии: методы и техники” были представлены сообщения с разным набором междисциплинарных подходов, а также акустических, квантитативных компьютерных методов и программ, используемых в современных этномузыковедческих работах.
После насыщенной программы конференции состоялся концерт “Музыка Гамелана”, в котором выступили студенты Варшавского университета.
Финальным аккордом программы стала прощальная вечеринка, устроенная его организаторами для участников и гостей семинара. Она прошла в Институте искусств Польской академии наук и сопровождалась роскошным угощением. В исполнении инструментального ансамбля звучали польки, мазурки, краковяки и другие польские народные танцы.
Благодаря Фонду первого президента Республики Казахстан мне, как доценту Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, кандидату искусствоведения, удалось выступить на этом престижном научном форуме. Я неоднократно представляла казахстанскую этномузыковедческую науку за рубежом. В конце своей презентации от имени консерватории в дар Институту музыкологии я передала две книги - “1000 песен казахского народа” и “500 песен и кюев казахского народа” А.Затаевича, известного польского ученого-этнографа, внесшего весомый вклад в развитие казахстанской музыкальной науки.
Справка “НП”
Научные семинары по этномузыкологии проводятся ежегодно начиная с 1983 года в разных странах Европы. В них принимают участие этномузыковеды, получившие преимущественно европейское музыкальное образование. В последние годы на этих форумах выступило свыше 400 исследователей со всех уголков земного шара.
Подобные семинары отнюдь не сводятся к обычной конференции. Речь идет о коллегиальных международных встречах ученых, способных поделиться своими идеями, опытом, принять участие в дискуссии по актуальным проблемам современной этномузыкологии. Кроме того, европейский семинар всегда был своеобразной “стартовой площадкой” для молодых исследователей. Многие из них впоследствии зарекомендовали себя зрелыми, высокопрофессиональными специалистами.
Среди них и организаторы нынешнего, 24-го по счету семинара - Ева Далиг-Турек, Петр Далиг, Славомира Жераньска-Коминек (Польша). |