|
Ольга Шишанова В столице, в Национальном музее РК, открылась уникальная ретроспективная выставка “Мелодия веков” известного казахстанского художника-прикладника Куттыбека Жакыпова, победителя и лауреата всесоюзных и межреспубликанских выставок декоративно-прикладного искусства, приуроченная к 25-летию Независимости Казахстана
Первым в Казахстане художником, который возродил традиции изготовления гобеленов, считается Курасбек Тыныбеков. Забытое искусство, ранее очень развитое в Южном Казахстане, практически не встречалось. За свою короткую жизнь, а прожил Тыныбеков всего 33 года, художник собрал не только старинные гобелены, но и возродил традиционную технику их изготовления. А ведь когда-то ими покрывали сундуки, топчаны, даже на стены вешали, и это считалось настоящим чудом, потому что “невзрачные нитки в руках мастеров превращались в настоящие шедевры”. На нынешней же выставке, где виновником торжества является Куттыбек Жакыпов, родной брат Курасбека Тыныбекова, представлено около 60 гобеленов и текеметов, а также изделий из войлока, выполненных заслуженным деятелем культуры РК в период с 1983 года по сегодняшний день. Ясное южное небо, залитые ярким солнцем цветущие луга, волшебный мир сказок и эпосов - все эти неописуемо сильные и фантастические впечатления детства отразились при создании гобеленов с фольклорно-мифологическими мотивами. В композициях торжествует орнаментальный принцип, а сложное переплетение символов позволяет свободно трактовать образ, расшифровывающий тематическую основу произведения.
В поисках собственного художественного языка Куттыбек Жакыпов еще в начале 80-х годов создает многозначительные по смыслу гобелены, такие как “Пустыня”, “Взлет” и работы из войлока “Радость”, “Покоритель”. И через значительный период поисков потом появляются уже изысканные и колористически сложные, блестящие по замыслу работы “Охота”, “Песня”, “Полдень”. Такой же смелой и композиционно завершенной, но напряженной по ритмам, яркой в прямом и переносном смысле этого слова является композиция “Крик”. В монументальном гобелене “Байконур” и на панно “Древо жизни” присутствуют мудрая ясность, строгий ритм, тождественность колорита. Таким образом, по мнению искусствоведов, в творчестве Куттыбека гобелен обрел изысканное метафорическое звучание с глубоким образным подтекстом, неожиданным композиционным решением, красивой декоративной фактурой и цветовым богатством. Неслучайно, по словам самого Куттыбека, он посчитал своим долгом завершить начатое братом, с головой погрузившись в искусство гобелена. Со временем Куттыбек так увлекся прикладным искусством, что оно стало смыслом его жизни на многие годы. Говорит, что сам он вихрем ворвался в мир искусства. Его работы практически сразу стали экспонироваться на всесоюзных и зарубежных выставках, закупаться музеями и галереями, приобретаться в частные собрания и коллекции. В 27 лет он стал членом Союза художников Казахстана. Окрыленный всеобщим признанием, и сегодня мастер старается привнести в искусство гобелена современные подходы, оставаясь при этом приверженцем этнических мотивов и древних казахских традиций, присущих народно-прикладному искусству. А ведь когда-то, говорит Куттыбек, в сложные 90-е он даже забрасывал свои эскизы и наработки, всецело переключившись на предпринимательскую деятельность. Но, несмотря на то, что заработанные деньги помогли вырастить и выучить детей, обустроить быт, его творческое начало художника все равно постоянно требовало своего выхода, своего воплощения. Более того, желание творить буквально захлестывало, когда он приезжал в родной аул Кзыл-аскер Толебийского района, давшего стране и миру не один десяток талантливых художников. Непроизвольно стали рождаться сюжеты гобеленов, появились идеи, как изменить композицию и усовершенствовать технику ковроткачества, к примеру, сделав ее рельефной. Так несколько лет назад художник окончательно осознал, что пришло время вернуться к искусству, и тут же, не без удивления, убедился, что пальцы сохранили сноровку и снова готовы создавать произведения искусства... Его сотоварищи по искусству говорят, что “великолепные гобелены Куттыбека органично вбирают в себя красоту чудесного края, в котором он вырос, да и сам художник сливается в своих произведениях с этой первозданной гармонией”. Более того, в его нынешних работах персонажи и сюжеты народных былей и сказаний в сегодняшней, современной интерпретации сделаны бережно. У него выработался собственный оригинальный стиль.
Перед нами самобытный художник с четко очерченным собственным творческим мировоззрением, черпающий вдохновение из истории и культуры своего народа. Именно это делает его гобелены, текеметы и изделия из войлока широко востребованными. Вот лишь несколько отзывов посетителей с вернисажа, которые дают свою замечательную оценку творчеству истинного мастера. “Искусство гобелена - это отдельный мир. Это тот вид искусства, который рождается благодаря глубоким знаниям, кропотливому труду и бесконечному терпению. Вместе с тем искусство гобелена отличается глубоким философским содержанием. Всматриваясь в труды Куттыбека Жакыпова, не трудно понять, что на его творчество повлиял казахский фольклор”. “Произведениям Куттыбека Жакыпова присущи истинно казахские ценности. А уж ковроткачество и войлоковаляние - это исконно казахские виды искусства. Поэтому очень важно пропагандировать среди молодежи такие ценные произведения, которые демонстрируют наши национальные традиции”. “Ткачество, валяние войлока, ковроткачество, текеметы - это бесценное наследие предков. Мы должны возродить все это и во всей красе показать подрастающему поколению. Потому что они ярко демонстрируют тот путь, который был пройден нашими предками...”.
Астана |