|
Василина Воркова
Живопись на шелке
В галерее “Вернисаж” состоялось открытие персональной выставки живописи и батика “От всей души!” Ирины Бондиной-Пономаревой. В экспозиции представлены работы, выполненные в основном в технике свободной росписи, которые отличаются необычайной притягательностью, легкостью и прозрачностью.
“Работа с красками приносит мне спокойствие и умиротворенность. Я люблю писать с натуры. В общении с природой я черпаю духовные силы, как бы перерождаюсь. Я начинаю видеть прекрасное, то, чего раньше не замечала”, - говорит художница.
Батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться не закрашенными и образовать узор. Этот способ для получения на ткани рисунка с незапамятных времен использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-Ланке, на Индокитае, в африканских странах. Родиной батика считается остров Ява в Индонезии, где и по сей день одежда из тканей, расписанных вручную, очень популярна.
Современные техники росписи ткани очень разнообразны. Существует несколько видов батика - горячий, холодный, свободная роспись. Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики. Значительное упрощение приемов росписи по сравнению с традиционными техниками и многообразие специальных средств позволяет расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке.
На ткань - шелк, хлопок, шерсть, синтетику - наносится соответствующая ткани краска. Для получения четких границ на стыке красок используется специальный закрепитель - резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе - в зависимости от выбранной техники, ткани и красок.
Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Свободная роспись по тканям из натурального шелка и синтетических волокон производится в основном анилиновыми красителями, а также масляными красками со специальными растворителями. Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом.
Ирина Бондина-Пономарева родилась в 1963 году в Алма-Ате. В детстве Ирина увлекалась рисованием, но рисовала только карандашами. Мечтала учиться на художника. В девятом классе посещала художественную студию при Союзе архитекторов. Спустя много лет Ирина начинает посещать студию “Пятница”. В 2003 году она впервые выставила несколько своих работ в галерее “АРТ-НАВАТ” на ежегодной выставке студии “Пятница”.
В 2004 году прошла ее персональная выставка в галерее “Вернисаж”, и в том же году она участвовала в составе центра “Batini” - выставка в Государственном музее имени Кастеева. Также она участвовала в выставках в галерее “НацБанк” (2004) и галерее “Аврора (2005-2006).
Ироничный взгляд
На прошлой неделе в Алматы в галерее “Тенгри-Умай” открылась персональная выставка Светланы Березовской. В экспозиции представлено около 20 работ автора - гуаши и рисунки цветным карандашом.
Для Светланы Березовской характерна живопись с неиронической интонацией, с отсутствием рефлексии на ожидаемые темы, с последней серьезностью, растворением - полное равнодушие к интеллектуальному мэйнстриму. Она делает якобы портреты, натюрморты, пейзажи, но иногда предмет трудно опознать, предметы могут сливаться, перетекать друг в друга, становиться развитием цвета, изображение становится ловушкой для зрителя. Тиражирование “натюрмортов” замыкает зрителя на личности автора, воле предъявлять одну и ту же картину с различных и в принципе ничего не меняющих точек зрения.
“Березовская работает в той еще очень неосвоенной, очень неясной и нелегитимной зоне, где, видимо, начинается пост-постмодернизм. За крайней бедностью сюжетов маскируется дерзкая, глобальная задача - попытка вернуть человеку утраченную целостность. Логично, что она обращается к малому - и неопосредованному - частному опыту, где возможно аффектированное проживание пространства и цвета, органики тела, бездны падения вниз и интуиция вертикали, где человек воспринимает не только связи, но и разрывы, где маячит память о смерти”, - отмечает искусствовед Маргарита Амвросова.
Светлана Березовская родилась в 1974 году в Алматы. В 2000 году закончила факультет искусств Санкт-Петербургского гуманитарного университета. На ее счету три персональных выставки в галерее “Улар”: “Буквица” (2002), “Глиняная серия” (2003) и “Под солнцем” (2006). В 2001 году она принимала участие в Центрально-Азиатском фестивале молодых художников “Жигер” в Государственном музее искусств имени А.Кастеева.
Светлана Березовская принимала участие в таких групповых выставках, как “Ню-2003” в галерее “Арт-Нават” и “Улару - 10 лет” в галерее “Улар” в 2003 году, “Выставка в ночном клубе NZ” в 2002 году, “Поговорим, Алматы...” в галерее “Улар” в 2004 году, “Окрестности” (авторский мультфильм) в галерее “Вояджер” в 2005 году и “Триумвират” в галерее “Умай” в 2006 году. |